Методы и способы анализа финансовых результатов деятельности предприятия
, (1.9)
где , - цена за единицу продукции в отчетном и базисном периодах;
, - себестоимость единицы продукции в отчетном и базисном периодах;
, - количество продукции в отчетном и базисном периодах.
Абсолютный прирост прибыли определяется за счет четырех факторов: цен, себестоимости, объема, структуры реализованной продукции.
Для оценки влияния факторов в смешанных моделях применяется метод цепных подстановок.
, (1.10)
, (1.11)
, (1.12)
, (1.13)
Общее изменение прибыли от реализации продукции:
, (1.14)
Изменение прибыли за счет изменения объема продукции:
, (1.15)
Изменение прибыли в результате изменения цены единицы продукции:
, (1.16)
За счет изменения себестоимости единицы продукции прибыль изменилась на:
, (1.17)
Таким образом, отклонение прибыли от реализации продукции можно рассматривать как результат изменения трех вышеназванных факторов [2, с. 21].
В западной практике широко используется маржинальный анализ прибыли:
, (1.18)
где ВРн - выручка от реализации - нетто (за вычетом налогов, сборов, включаемых в выручку);
Зпер - переменные затраты по реализации продукции.
Данная модель может модифицироваться:
, (1.19)
где ВРбр - выручка от реализации - брутто;
Н - налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг [11, с. 115].
Для более эффективного анализа финансовых результатов необходимо проводить все виды анализа обобщенно.