Налоговая система России
Налоговая самодостаточность доходной части бюджетов отмечается пока лишь в 10 регионах РФ. В остальных субъектах Федерации значительная часть региональных и местных бюджетов формируется за счет государственных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций). Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. Однако, поступления местных налогов и сборов в местные бюджеты незначительны. Их доля за последние 5 лет не превышала 12-15% общей суммы доходных источников местных бюджетов.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено зачислять в бюджеты субъектов РФ поступления от следующих федеральных налогов: 99% налога на доходы физических лиц; 50% акцизов на этиловый спирт-сырьец из пищевого сырья, спирт этиловый из пищевого сырья (за исключением спирта-сырца), спирт питьевой, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации; 81% платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.
В заключение рассматриваемого вопроса можно сделать вывод, что налоговая система Росси пока еще далека от совершенства (хотя идеальных моделей нет и не может быть). Многие экономисты и налогоплательщики в недалеком прошлом сравнивали ее с "бетонной плитой", сдерживающей не только развитие, но и нормальный ход производства, отмечали ее выраженную фискальную направленность и неспособность обеспечить стимулирование производства, соблюдение социальной справедливости и т.д. Однако, в 2000-2001 годах Правительством предприняты реальные меры по реформированию налоговой системы в направлении усиления ее регулирующей функции. Значительную роль в пополнении бюджета может сыграть не столько разумная налоговая политика, сколько меры по ужесточению налоговой дисциплины. Это касается прежде всего кооперативов, арендных и совместных предприятий и особенно коммерческих структур, которые зачастую уклоняются от уплаты налогов, находя всевозможные лазейки в законах и инструкциях. Более того, в печати появляются публикации, которые учат людей обходить законы по налогообложению. В последнем случае мы наблюдаем, с одной стороны, что высокие налоги на прибыль и добавленную стоимость, что не дает возможности развернуть производство товаров народного потребления, а с другой, - государство очень много теряет от неуплаты тех вполне законных и обоснованных налогов, от которых уклоняются многие коммерческие структуры.
По-видимому, многие недочеты в нашей налоговой системе объясняются тем, что у нас по сути дела она только начала складываться. Многие законы и инструкции оказались несовершенными и их пришлось уточнять и дополнять, в особенности после распада Советского Союза; аппарат налоговой инспекции оказался мало подготовленным для борьбы с нарушителями законов. Успешному проведению налоговой политики мешают и старые взгляды и психологические установки, согласно которым налоги считаются типично буржуазным инструментом хозяйствования.
1 2