Налоговая система России
Современная налоговая система в Российской Федерации есть совокупность налогов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории Российской Федерации.
Система налогов Российской Федерации на сегодняшний день включает в себя около 50 их видов. С принятием в полном объеме части второй НК РФ предполагается сократить их количество до 28. По основным бюджетообразующим налогам: НДС, на прибыль организаций, на доходы и имущество физических лиц, акцизам, таможенным платежам и др. Налоговая система РФ приближается к общепринятым налоговым стандартам. Основными налогами в развитых странах, как и в России, являются: подоходные налоги с физических лиц и организаций; налоги с оборота (НДС и акцизы); социальные взносы; имущественные налоги и таможенные пошлины.
По структуре налогов налоговая система РФ наиболее существенно отличается от системы налогообложения большинства развитых стран. В Российской Федерации сформирована преимущественно косвенная система налогообложения, в то время как в большинстве развитых стран преобладает подоходно-имущественное налогообложение. Доля косвенных налогов в отношении ВВП устойчиво преобладает над прямыми налогами. Причем наблюдается тенденция снижения доли прямых налогов, что не соответствует мировым налоговым тенденциям (см. Приложение 3). Это происходит, потому что основная тяжесть налогов должна приходиться, во-первых, на потребление, а не на производство. Во-вторых, источником налоговых поступлений должны быть реальные, а не предполагаемые доходы. Уплата налогов авансом, а также уплата налогов, включаемых в себестоимость продукции, изымает у предприятий оборотные средства, необходимые для возобновления производства.
Налоговая система России построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле увеличивается его дефицитность, поскольку инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы. Сравнение доли прямых и косвенных налогов в сумме налоговых поступлений с мировыми тенденциями показывает, что в отличие от ведущих стран мира налоговые поступления в Российской Федерации определяются преимущественно косвенными налогами, и эта тенденция устойчиво сохраняется.
В Российской Федерации в структуре прямых налогов преобладает доля налога на прибыль организаций. Так, по результатам исполнения бюджета 2009 года поступления в Федеральный бюджет от налога на прибыль организаций составили 7,5% от общего объема налоговых платежей, от налога на доходы физических лиц - 4,3%, НДС дал 40,5%, акцизы 2,1%, платежи за пользование природными ресурсами - 10,8%.
Сравнительный анализ структуры прямых налогов позволяет сделать вывод, что налоговая нагрузка на прибыль пока остается высокой, доходы населения невысокими, что не позволяет существенно изменить "центр тяжести" налогового бремени.
Таким образом, основными причинами несовершенства налоговой системы РФ, действовавшей с 1992 г., можно выделить:
отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения;
многочисленность нормативных документов
нестабильность налогового законодательства, не позволяющая предпринимателям видеть перспективу своей деятельности;
чрезмерно жесткие нормы ответственности за нарушение налогового законодательства;
большое количество налогов и т.д.
Но все же на современном этапе реформирования в России немаловажное значение придается обеспечению более равномерного и справедливого распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, что обеспечено в Налоговом кодексе, прежде всего, за счет сокращения огромного количества бессистемно действующих налоговых льгот. Вместе с тем сохранена регулирующая роль налогов, в частности, остались отдельные льготы, направленные на внедрение достижений науки и техники, а также, связанные с осуществлением благотворительной деятельности, защитой малоимущих и слабо защищенных слоев населения.
Федерализм как отличительный признак и принцип налоговой системы России закреплен в ст.72 Конституции РФ. Установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Реально этот принцип проявляется в единстве налоговой системы России, разграничении компетенции трех уровней власти по установлению и введению налогов и сборов и регулированию отдельных элементов юридических составов налогов в пределах их налоговых полномочий, разделении системы налогов и сборов на три уровня (федеральные, региональные, местные) и межбюджетных отношениях, которые претерпевают в настоящее время существенные изменения в сторону укрепления бюджетной вертикали.
1 2