Инструменты фискальной политики. Кривая Лаффера
Налоговый мультипликатор (MRT) - это коэффициент, показывающий, насколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.
Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается на потребление и сбережение.
Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS):
(1.4)
В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется.
Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:
(1.5)
Итак, изменение ВНП в результате изменения налогов равно величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:
. (1.6)
Подобно мультипликатору государственных расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.
Следует отметить, что поскольку все государственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов "сильнее", больше налогового мультипликатора.
Государственные расходы - это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг. Закупки государства в свою очередь подразделяются на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Расходы идут на военные, экономические, социальные цели, на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность, на содержание аппарата управления.
Направленность воздействия государственных расходов на объем производства, доходы и занятость противоположна воздействию налогов. Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в том случае, если прирост государственных расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных расходов является сознательно планируемый бюджетный дефицит.
Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. При изменении государственных расходов получается мультипликативный эффект-цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения на единицу:
, (1.7)
где Myg - мультипликатор государственных расходов;
- изменение государственных расходов.
Если прирост государственных расходов равен 10 ед., а прирост ВНП составил 20 ед., то это значит, что мультипликатор государственных расходов равен 2 ед. Т.е. каждый рубль государственных расходов обеспечивает приращение ВНП в 2 ед.
(1.8)
Также мультипликатор государственных расходов можно найти, зная предельную склонность к сбережениям.
(1.9)
где MPS - предельная склонность к сбережениям.
Зная величину мультипликатора можно прогнозировать увеличение (уменьшение) ВНП в результате увеличения (уменьшения) правительственных закупок. Чем выше значение мультипликатора государственных расходов, тем более мощным средством регулирования национальной экономики является дискреционная фискальная политика.