Формирование необходимых условий для наращивания венчурного финансового потенциала Российской Федерации
На основе выводов считаем целесообразным реализацию следующих предложений:
— идентификация в системе управления национальной экономикой Российской Федерации венчурного финансового потенциала как целостного объекта управления;
— разработка комплекса взаимоувязанных мер управления венчурным финансовым потенциалом национальной экономики как единым целым;
— усовершенствование нормативно-правовой базы венчурного финансирования как на федеральном, так и на региональном уровнях. В настоящее время в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении концепция федерального закона «О венчурной деятельности», которая будет положена в основу законопроекта, регулирующего деятельность венчурных фондов. При этом необходимо отметить, что ни в США, ни в Европе также не существует специального закона, регулирующего венчурную деятельность, но зато развито правовое регулирование инновационной деятельности;
— активное финансовое участие государства в образовании и поддержке венчурных фондов на принципах возвратного, долевого финансирования. Мы считаем целесообразным создание минимум одного венчурного фонда в каждом регионе Российской Федерации;
— конкретизация форм, методов и механизмов венчурного инвестирования, в рамках созданных государственно-частных венчурных фондов;
— разработка и оптимизация налоговой системы для венчурного капитала, мер по льготному налогообложению или освобождению от обязательных платежей в случае инновационного инвестирования средств;
— законодательное закрепление за пенсионными фондами и страховыми компаниями права размещать средства в венчурные фонды, так как именно они располагают значительными средствами и имеют долгосрочные обязательства;
— развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями;
— оказание финансовой поддержки в форме целевых гарантов и налоговых льгот на исследования и разработки, которая может стимулировать проекты на этапах идей и изготовления опытных образцов, когда перспективы получения коммерческих кредитов или венчурного финансирования не определены;
— развитие при опоре на положительный опыт США практики бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью государства;
— повышение уровня образования в сфере венчурной деятельности путем обучения специалистов в соответствующих учебных заведениях.
Только после создания необходимых условий для наращивания венчурного финансового потенциала Российской Федерации можно говорить о переходе к экономике, основанной на инновациях. Для этого у России есть все предпосылки благодаря значительным сырьевым и энергетическим запасам, огромному научному потенциалу и возможностям создания на их основе продукта с большой долей добавочного капитала.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Существующие институты развития инновационной деятельности на региональном уровне в Российской Федерации
Наименование |
Содержание деятельности |
Примеры в регионах |
1 |
2 |
3 |
1. Особые экономические зоны (ОЭЗ) |
Формирование территориальных кластеров за счет льготного налогообложения на определенной территории |
ОЭЗ промышленно-прозводственного типа: «Алабуга» (Татарстан), «Казинка» (Липецкая область); ОЭЗ технико-внедренческого типа: Санкт-Петербург, Москва (Зеленоград), Московская область (Дубна), Томская область (Томск), Магаданская область |
2. Бизнес-инкубаторы |
Выращивание малых предприятий, предоставление площадей и широкого спектра бизнес-услуг |
Существуют практически в каждом регионе |
3. Промышленные парки |
Зонированное размещение промышленных предприятий, которые получают доступ кземельным участка, помещениям, инженерной и транспортной инфраструктуре, базовым услугам, находящимся, как правило, в ведении профессиональной управляющей компании, отвечающей за решение всех административно-бытовых вопросов |
Камский индустриальный парк «Мастер» (Набережные Челны на базе КамАЗа), промпарк «Сибирь» (вокруг сибирских заводов «Русала») |
4. Технопарки |
Предоставление производственных помещений, кооперация НИИ и инновационных компаний, юридические, финансовые, информационно-технологические, маркетинговые услуги |
«Западно-сибирский инновационный центр нефти и газа» (Тюмень), «ЮУрГУ - «Полет» (г.Челябинск), «Инмаш» (г. Стерлитамак), Центр трансфера технологий Академии наук Республики Башкортостан (г. Уфа) |
5. Региональные инвестиционные фонды |
Реализация проектов государственно-частного партнерства - инвестиции в инфраструктуру (транспорт, связь, энергетика, |
Инвестиционный фонд Краснодарского края, создан в 2004г, доля региональной администрации 20% |
коммунальное хозяйство) | ||
6. Региональные агентства ипотечного жилищного кредитования (региональные операторы АИЖК) |
Рефинансирование ипотечных кредитов в АИЖК и в банках, развитие ипотеки в регионах |
Существуют более чем в 60 регионах РФ (в Уфе - Уфимское городское агентство ипотечного кредитования (УГАИК), создано администрацией г.Уфы в 2001г.) |
7. Региональные венчурные фонды |
Инвестиции в развитие инновационных компаний региона |
Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Свердловской, Тюменской Томской областей, Республики Башкортостан и Татарстан |
8. Гарантийно-залоговые фонды |
Предоставление гарантий по кредитам для малого бизнеса, что способствует увеличению доступа к кредитным ресурсами сокращению процентных платежей |
Фонды поддержки малого предпринимательства, созданы во многих регионах РФ, в т.ч. Фонд поддержки и развития малого предпринимательства Республики Башкортостан, создан в 1999г. |
9.Региональные инвестиционные агентства (члены НАПИ) |
Создание и развитие правовых и организационных основ привлечения инвестиций в регионы |
Инвестиционное агентство г.Уфы, Пензенское агентство инвестиций и развития, Инвестиционный фонд развития Краснодарского края, Агентство инвестиций и развития Ростовской области, Агентство инвестиций и развития Южного федерального округа |