Формирование необходимых условий для наращивания венчурного финансового потенциала Российской Федерации
К направлениям деятельности по наращиванию венчурного финансового потенциала Российской Федерации, по нашему мнению, можно отнести (рис. 20):
Рисунок 20 - Предложения по наращиванию венчурного финансового потенциала
— идентификация в системе управления национальной экономикой Российской Федерации венчурного финансового потенциала как целостного объекта управления;
— разработка комплекса взаимоувязанных мер управления венчурным финансовым потенциалом национальной экономики как единым целым;
— усовершенствование нормативно-правовой базы венчурного финансирования, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В настоящее время в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении концепция федерального закона «О венчурной деятельности», которая будет положена в основу законопроекта, регулирующего деятельность венчурных фондов. При этом необходимо отметить, что ни в США, ни в Европе также не существует специального закона, регулирующего венчурную деятельность, но зато развито правовое регулирование инновационной деятельности;
— активное финансовое участие государства в образовании и поддержке венчурных фондов на принципах возвратного, долевого финансирования. Мы считаем целесообразным создание минимум одного венчурного фонда в каждом регионе Российской Федерации;
— разработка и оптимизация налоговой системы для венчурного капитала, мер по льготному налогообложению или освобождению от обязательных платежей в случае инновационного инвестирования средств;
— законодательное закрепление за пенсионными фондами и страховыми компаниями права размещать средства в венчурные фонды, так как именно они располагают значительными средствами и имеют долгосрочные обязательства;
— развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга, а также стимулировать кооперационные связи между малыми и крупными предприятиями;
— оказание финансовой поддержки в форме целевых гарантов и налоговых льгот на исследования и разработки, которая может стимулировать проекты на этапах идей и изготовления опытных образцов, когда перспективы получения коммерческих кредитов или венчурного финансирования не определены;
— развитие при опоре на положительный опыт США практики бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью государства;
— повышение уровня образования в сфере венчурной деятельности путем обучения специалистов в соответствующих учебных заведениях.
Республика Башкортостан по объемам привлеченных федеральных средств занимает невысокие места среди регионов России. Чтобы изменить ситуацию, необходимо разработать механизмы управления бюджетными средствами в регионе, позволяющие экономике республики идти по пути инновационного развития, максимально эффективно используя инвестиции. Причем сделать это необходимо максимально быстро.
Эту задачу поможет решить система региональных институтов развития - некоммерческих структур (фондов), которые бы привлекали федеральные средства для поддержки инновационных проектов (приложение А).
Наличие системы институтов развития повысили бы инвестиционную привлекательность Республики Башкортостан, также позволили бы экономике республики идти по пути инновационного развития.
Стремительный экономический рост в передовых регионах РФ, чреват структурными дисбалансами. Поэтому создание системы институтов развития должно быть ориентировано не на дальнейшее экстенсивное развитие, не просто на удвоение ВРП, а на повышение эффективности экономики, технологическое обновление и повышение уровня социальной обеспеченности населения.
Например, Республика Башкортостан обладает предпосылками и потребностями в инновационном развитии в силу:
— необходимости реализации научного и образовательного потенциала региона;
— низкая производительность и структурные дисбалансы рынка труда приводят к дефициту отдельных кадров (например, не хватает рабочих специальностей, строителей и т.д.);
— масштабные инвестиционные планы наталкиваются на инфраструктурный дефицит;
— убывающая отдача от вложения капитала в традиционные сектора экономики и появление новых точек роста;
— развитие малых городов (не столицы) стимулирует развитие их инфраструктуры и социальной среды;
— необходимость решения экологических проблем, стоящих перед регионом.