Государственная поддержка венчурного финансирования
Венчурные фонды с государственным участием предоставляют частным инвесторам финансовый рычаг, который обеспечивается тем, что правительство вкладывает в венчурный фонд денежные средства из различных государственных накоплений, а в качестве вознаграждения довольствуется минимальным процентом на вложенный капитал. Основная прибыль от инвестиций при этом идет частным инвесторам, что увеличивает отдачу от их инвестиций.
Ведущие российские ученые А.А. Акаев и В.А. Садовничий отмечают, что в настоящее время мировая экономика находится на понижательной стадии кондратьевского цикла в фазе депрессии, которая продлится с 2010-2018гг. По их мнению, в это время «у России есть хороший шанс совершить инновационно-технологический прорыв на повышательной волне грядущего шестого цикла Кондратьева (2018-2042гг.)». Запоздание с освоением технологических инноваций шестого уклада приведет к тому, что ждать новых благоприятных возможностей для инвестиций придется как минимум 40 лет (продолжительность большого цикла Кондратьева), на этот же срок произойдет отставание страны от мировых лидеров.
Авторы А.А. Акаев и В.А. Садовничий рекомендуют стратегию развития экономики, направленную на запуск инноваций. Экономическая и финансовая политика правительства должны базироваться на неокейнсианской теории поддержки платежеспособного спроса, а инвестиции должны быть направлены в базисные технологии и венчурный капитал.
Направления венчурных инвестиций, которые следовало бы поддержать за счет государственных ресурсов, были изучены совместно учеными Б.Н. Кузыком, директором Института экономических стратегий, а также В.И. Кушлиным и Ю.В. Яковцом из Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Указанные авторы пришли к выводу, что прошедшая серия кризисов в начале ХХI в., а именно информационный кризис 2001-2002гг. и мировой финансовый кризис 2007-2009гг. свидетельствует об окончании пятого и становлении нового, шестого, технологического уклада.
Для пятого технологического уклада выделены такие характерные направления, как: микроэлектроника, биотехнология микроорганизмов, информатика, композиты, нефтегазовое топливо, космические технологии. Ведущими отраслями экономики здесь являются: информационная техника и связь, телекоммуникации, нефтегазовая промышленность, мобильная связь. Несмотря на то, что пятый технологический уклад уходит в прошлое, венчурные инвестиции по указанным направлениям все еще сохраняют актуальность и приносят значительные доходы их участникам.
Согласно прогнозам тех же авторов, для шестого технологического уклада будут характерны следующие базовые направления: нанотехнологии, биотехнология растений, животных на базе достижений генной инженерии, глобальные информационные сети, водородная и иная экологически безопасная энергетика, принципиально новые виды транспорта, экологически чистые технологии, высокотехнологичные агропроизводственные системы. Венчурные инвестиции по перечисленным направлениям не только наиболее перспективны с точки зрения извлечения прибыли, но и принесут максимальную пользу для общества по критериям: качество жизни, экологическая безопасность, геополитическая стабильность и т.д. Страны, овладевшие названными технологиями, войдут в число мировых лидеров экономического развития.
Государственная поддержка венчурного бизнеса в России должна проводиться по следующим направлениям:
— нормативно-правовое регулирование научно-технической, инновационной, венчурной деятельности;
— решение правовых проблем интеллектуальной собственности, системы льгот, мотивации труда, по статусу территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала;
— создание и поддержка экономических условий и стимулов развития венчурного предпринимательства посредством развития системы госзаказа, совершенствованием планирования и прогнозирования научно-технического развития, эффективных финансово-кредитных рычагов, включая развитие эффективного патентного права и др.;
— формирование организационно-управленческих условий венчурной индустрии посредством совершенствования управления государственной собственностью, повышения эффективности управления государственными пакетами акций, обеспечения технологической безопасности, защитой национальных интересов, с подготовкой и переподготовкой управленческих кадров, в том числе государственных служащих и др.