Стабилизационная политика государства: концептуальные представления о механизмах и инструментах стабилизационной политики государства
Каждый из данных фондов является инструментом в реализации целей стабилизационной финансовой политики в России. Вместе с тем каждый из них формирует соответствующий механизм финансовой стабилизации.
В качестве инструментов стабилизационной финансовой политики государства могут выступать:
ценные бумаги;
депозиты;
фонды;
субсидии и т.д.
Использование каждого из инструментов основано на формировании соответствующего экономического механизма. В свою очередь реализация того или иного экономического механизма в целях финансовой стабилизации предполагает, как правило, использование адекватному ему инструмента.
Субъектами стабилизационной финансовой политики государства могут быть:
Правительство Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
уполномоченные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации.
Банк России нельзя рассматривать в качестве отдельного субъекта стабилизационной финансовой политики государства, так как он является субъектом денежно-кредитной политики, которая не входит в сферу финансовых отношений. Иными словами, денежно-кредитную политику в науке о финансах не принято включать в состав финансовой политики, которая представляет собой отдельный вид экономической политики.
Стабилизационная финансовая политика - это политика, осуществляемая с использованием инструментария налогово-бюджетной политики.
Объектами стабилизационной финансовой политики государства могут быть:
финансовый рынок в целом или отдельные финансовые рынки (например, фондовый);
федеральный бюджет или бюджетная система страны в целом;
отдельные (преимущественно коммерческие) организации:
банки;
страховые организации;
инвестиционные институты (компании, фонды и др.);
промышленные, коммерческие и прочие компании.
Укрупненно объекты такой политики можно сгруппировать в две категории:
относящиеся к финансовой системе;
относящиеся к реальному сектору экономики.
На практике стабилизационная финансовая политика наиболее часто направлена на финансовую систему.
Механизм стабилизационной финансовой политики государства должен иметь нормативно-правовое оформление. Обычно оно охватывает несколько уровней формирования нормативно-правовых предписаний. Это связано с рядом факторов:
. Существование различных компетенций между Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
. Необходимость разной степени детализации и уточнения со стороны нижестоящих инстанций, в компетенцию которых входит проведение финансовой стабилизации экономики.
. Существование интересов лиц, разрабатывающих и реализующих меры стабилизационной финансовой политики государства.
Все это предполагает, что нормативно-правовая база стабилизационной финансовой политики представляется в форме федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и др.