Реструктуризация ассортимента продукции и совершенствование управления производственной мощностью предприятия

Вторым фактором, оказавшим негативное влияние на эффективность использования основного капитала предприятия, является снижение времени работы единицы оборудования (т.е. экстенсивности использования). В целях решения данной проблемы необходим ряд организационно-экономических мероприятий, а именно:

- уменьшение количества простоев по внутренним и внешним причинам путем включения в премиальные положения депремирования виновных лиц, а в заключаемые договора - ужесточенных санкций в отношении поставщиков, не выполняющих вовремя свои обязательства;

- оптимизация парка основных средств путем реализации и сдачи в аренду неиспользуемого и малоиспользуемого оборудования.

В настоящий момент в коллективном договоре и положении о премировании, используемых на РУП «Гомельторгмаш», каких-либо случаев, допускающих депремирование, вообще не установлено. Вместе с тем простои по внутренним причинам ведут к снижению эффективности не только использования основного капитала предприятия, но производственно-экономической деятельности в целом.

Однако основными причинами простоев оборудования в 2007 году были недопоставки либо несвоевременные поставки сырья и материалов поставщиками предприятия. Следует отметить, что в типовых договорах поставки, используемые предприятием, предусмотрена пеня в размере 0,1% от суммы договора за каждый день просрочки, а во многих договорах, предусматривающих последующую оплату, пеня вообще не предусмотрена, что недостаточно для покрытия потерь и упущенной выгоды от простоев оборудования и персонала. Кроме того, взыскание пени производится далеко не во всех случаях. В целях стимулирования поставщиков к более ритмичным поставкам необходимо перейти к заключению договоров поставки, предусматривающих пеню не менее 0,5% за каждый день просрочки независимо от порядка оплаты, а также производить безусловное взыскание пени с поставщиков во всех случаях просрочки поставок.

Реализация данных мер позволила бы увеличить фондоотдачу активной части основных средств на: 17*3281*0,00000057 = 0,032, что, в свою очередь, привело бы к увеличению фондоотдачи на: 0,032*0,520 = 0,017, а фондорентабельности на: 0,017*0,188 = 0,003 или на 0,003/0,011*100=27,3% к уровню 2007 года.

Значительным резервом повышения эффективности использования основного капитала исследуемого предприятия является повышение уровня использования производственной мощности, увеличение которого в 2007 году было во многом обусловлено сокращением общей производственной мощности предприятия в натуральных показателях.

Главным условием эффективного повышения уровня использования производственной мощности предприятия является формирование его производственной программы на основе глубоко изучения конъюнктуры рынка, требований, предъявляемых к продукции предприятия потребителями, а также конкурентных преимуществ и недостатков выпускаемой продукции.

В настоящий момент планирование объема и ассортимента выпуска продукции осуществляется РУП «Гомельторгмаш» на основе следующих основных исходных данных:

· достигнутого объема производства;

· доводимых концерном прогнозных заданий по темпам роста выпуска продукции;

· имеющегося портфеля заказов от потребителей на продукцию ассортиментных групп, выпускаемых предприятием.

Подобного рода планирование выпуска обладает рядом существенных недостатков, а именно:

1. В процессе планирования никак не учитываются сравнительные преимущества и недостатки продукции предприятия относительно продукции конкурентов, что не позволяет эффективно спрогнозировать динамику спроса.

2. Предприятие практически не поддерживает постоянных информационных контактов с конечными потребителями продукции, что не позволяет оперативно реагировать на их запросы и мнения относительно продукции предприятия.

. Прогнозы динамики выпуска продукции базируются на доводимых из Министерства промышленности показателях, а также на макроэкономических прогнозах платежеспособного спроса, при этом предприятие фактически не осуществляет изучение финансово-экономического состояния целевых потребителей.

Все это приводит к тому, что предприятие не получает достаточной информации для превентивного управления выпуском продукции. Фактически, об изменении платежеспособного спроса экономические службы предприятия узнают только после накопления излишних складских запасов готовой продукции либо непокрытой дебиторской задолженности, что и произошло во второй половине 2007 года.

В целях повышения эффективности управления выпуском продукции необходимо провести позиционирование на рынке выпускаемой продукции с целью определения характеристик сегмента рынка, принадлежащего РУП «Гомельторгмаш». Для этого следует поручить службе маркетинга предприятия проводить постоянные анкетирования фактических (через торговые организации, осуществляющие торговлю продукцией предприятия и непосредственно) и потенциальных потребителей на предмет выявления:

Перейти на страницу:
1 2 3

joomla template