Характеристика и принципы бюджетного процесса в РФ
Которые включают в себя:
расходы, специализированные для инвестиций в влияющие на вновь созданные юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой;
расходы, предоставляются в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;
расходы на проведение капитального ремонта;
расходы, при реализации каких образовывается или вырастает государственное и муниципальное имущество.
Большинство таких затрат, сказывается на развитии бюджета.
Большую роль имеет функциональная классификация затрат бюджета, отраженная сферой общей деятельности, в которую устремляются денежные средства. Тем самым все затраты делятся на следующие крупные разделы:
государственное управление и местное самоуправление;
судебная власть;
международная деятельность;
национальная оборона;
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
промышленность, энергетика и строительство;
сельское хозяйство и рыболовство;
охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
жилищно-коммуналыюе хозяйство;
образование;
здравоохранение и физическая культура;
культура, искусство и кинематография;
средства массовой информации;
обслуживание государственного долга;
финансовая помощь бюджетам других уровней;
целевые бюджетные фонды;
пополнение государственных запасов и резервов;
социальная политика;
прочие расходы.
В зоне расходов бюджета до сих пор существуют важные недостатки: низкая эффективность применения бюджетных средств, широко распространена практикой нецелевого расходования средств, непропорциональное финансирование отдельных направлений расходов в условиях невыполнения плана по доходам.
Основные задачи в области расходов бюджета:
предоставление приоритетного финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение задолженности по выплатам населению;
расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;
сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов по управлению государственным долгом;
повышение эффективности применения бюджетных средств на национальную оборону на базе постепенного проведения военной реформы;
уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
сокращение расходов по некоторым целевым статьям расходов и целевым программам;
концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
увеличение контроля за использованием бюджетных средств.
Доходы и расходы бюджетов обязаны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - обязаны указывается в источниках финансирования дефицита (они различаются в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками возмещения дефицита являются разные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками.