Анализ сущности деловой активности в управлении предприятием
Необходимость реформирования экономики России в соответствии с современными тенденциями развития диктует интеграция в мировое сообщество, характерными для развитых стран, что предполагает использование современных методов науки и практики управления. Важнейшей задачей, стоящей перед российским менеджментом является осуществление такого управления бизнесом, которое способствовало бы достижению долгосрочного устойчивого роста экономики.
К деформации и приостановке с 1991г. экономического ростав сфере управления, во многом способствовала некомпетентность, а начавшееся в 1999г. и продолжившееся в 2000 - 2004гг. оживление отнюдь не являлось результатом эффективного управления. Для обеспечения устойчивого развития необходимо осуществлять преобразование всей экономической и деловой практики, внесение значительных изменений в управление фирмами.
И. Шумпетер отмечал важное отличие адаптивного поведения, связанного с управлением имеющимися в распоряжении ресурсами, от креативного, творческого поведения в тех или иных обстоятельствах . В связи с этим он выделял статическую и динамическую эффективность. Его концепция статической эффективности созвучна тому, что многие называют административной экономикой. Речь идет об искусстве приспосабливаться к сложившейся экономической ситуации и умении управлять теми подразделениями компании, которые не рассчитаны на дальнейший рост. Под динамической эффективностью И. Шумпетер подразумевал любую тенденцию к развитию, которая лежит в основе процесса предпринимательского развития.
В последнее время в научной, деловой и публицистической литературе качество и уровень предпринимательского развития стали определяться термином «деловая активность». Одни авторы (М. Армстронг, К.А. Багриковский, И. Ватанабе и др.) связывают деловую активность экономических субъектов с умением приспособиться к возрастающей неопределенности внешней среды, другие, с возможностью предприятия воздействовать на формирование рыночной конъюнктуры (X. Виссема, П. Друкер, Д. Крэнс, Б. Карлофф и др.). В связи с ростом использования в употреблении термина «деловая активность» необходимо разобраться в содержании данной категории, возможностях и специфике ее употребления.
В экономической теории, теории и практике менеджмента, сложилось несколько подходов к определению сущности деловой активности:
- макроэкономический подход;
- индивидуалистский или субъектный подход;
- микроэкономический подход.
В бизнес-словарях даются следующие определения деловой активности:
1. Деловая активность - это экономическая деятельность, конкретизированная в виде производства того или иного товара или оказания конкретной формы услуг. Такой подход положен в основу международной стандартной классификации отраслей хозяйства (International Standard Industrial Classification of all Economic Activities), экономических классификаторов (System of National Accounts);
2. Деловая активность компании (business activity company) - это анализ потенциала компании (англ. Analysis of enterprise potential), анализ возможностей развития и изменения структуры компании. Элементами структуры в данном анализе являются: