Пути улучшения финансового состояния гомельской дистанции гражданских сооружений Руп "Гомельское отделение белорусской железной дороги"
Проведенный анализ финансовой устойчивости показал, что в анализируемом предприятии тип финансовой устойчивости - S = (0,0,1). Такая ситуация характеризуется недостатком у предприятия "нормальных" источников для финансирования запасов. В этой ситуации еще существует возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов.
Это подтверждают и рассчитанные относительные показатели финансовой устойчивости, в динамике наблюдается снижение практически всех показателей и несоответствие их нормативному значению.
Коэффициент маневренности собственного капитала в 2011 году снизился с 0,007 до 0,004, то есть доля собственных источников средств, которая находится в мобильной форме, позволяющей более или менее свободно маневрировать этими средствами, составила лишь 0,4%, что является отрицательным моментом для Гомельской дистанции гражданских сооружений РУП "Гомельское отделение Белорусской железной дороги".
Наблюдается снижение коэффициента обеспеченности запасов собственными средствами на 0,006, который в отчетном году составил 0,227, что не соответствует нормативному значению (0,5-0,8). Он показывает, что только 22,7% запасов предприятия формируются из собственных источников.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами уменьшился на 0,07 и составил в отчетном году 0,13, что не соответствует нормативному значению (больше 0,15). Это означает, что оборотные активы не достаточно обеспечены собственными оборотными средствами. Данный коэффициент показывает, что оборотные средства предприятия на 13% пополняются собственным капиталом, а остальная их часть (87%) - за счет заемных и привлеченных средств.
Рассматривая структуру баланса данного предприятия, следует, что она за анализируемый период достаточно стабильна, отклонения удельных весов по строкам и разделам баланса незначительны.
В отчетном году наблюдается увеличение доли основных средств в общей величине имущества Гомельской дистанции гражданских сооружений РУП "Гомельской отделение Белорусской железной дороги" на 0,5 %
Наблюдается тенденция сокращения доли нематериальных активов.
За 2010-2011 гг. отмечается уменьшение запасов предприятия на 0,6 %, что является положительным моментом для анализируемого предприятия.
Удельный вес наличных денежных средств имеет тенденцию к росту в 2011 году на 0,09%.
Изучение структуры пассива баланса позволяет сделать вывод о высоком удельном весе добавочного фонда в имуществе Гомельской дистанции гражданских сооружений РУП "Гомельское отделение Белорусской железной дороги", который составил в отчетном году 97,42%.
Доля заемных средств в источниках финансирования хозяйственных средств Гомельской дистанции гражданских сооружений РУП "Гомельское отделение Белорусской железной дороги" весьма незначительна, следовательно, предприятие независимо от заемных и привлеченных средств.
Характеризуя структуру привлеченного капитала нельзя не заметить, что за рассматриваемый период он полностью формировался лишь за счет краткосрочных обязательств. Отсутствие долгосрочных обязательств свидетельствует об отсутствии инвестирования развития производства. Это является неблагоприятным моментом для исследуемого предприятия.
Анализ ликвидности баланса предприятия показал, что сопоставление итогов групп по активу и пассиву баланса в конце анализируемого периода имеет вид:
{А1< П1; А2 < П2; А3 >П3; А4 < П4}
Исходя из этого, баланс Гомельской дистанции гражданских сооружений РУП "Гомельское отделение Белорусской железной дороги" является неликвидным, т.к. соблюдается только третье неравенство.
Анализ показателей платежеспособности Гомельской дистанции гражданских сооружений РУП "Гомельское отделение Белорусской железной дороги" показал, что в анализируемом периоде у предприятия наблюдается нестабильное финансовое состояние, однако для абсолютной ликвидности баланса предприятию необходимо в активе увеличить наличные денежные средства.
Показатель коэффициента абсолютной ликвидности в отчетном году составил 0,02 при нормативе данного коэффициента 0,2. Это говорит о том, что анализируемое предприятие не может погасить немедленно краткосрочные обязательства за счет имеющихся денежных средств.
Наблюдается рост в динамике коэффициента срочной ликвидности - с 0,67 в 2010 году до 0,91 в 2011 году. Это говорит о том, что Гомельская дистанция гражданских сооружений РУП "Гомельское отделение Белорусской железной дороги" при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами может погасить краткосрочную задолженность за период времени равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности.