Внешняя и внутренняя среда предприятия, его конкурентная позиция

Любое предприятие находится и функционирует в среде. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия предприятия со средой, которое позволяло бы ему поддерживать свой потенциал на уровне, необходимом для достижения его целей.

Для того, чтобы определить стратегию предприятия и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде предприятия, его потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней предприятием. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются в первую очередь для того, чтобы вскрыть те возможности и угрозы, которые предприятие должно учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания его внутреннего потенциала на должном уровне. Но ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие предприятия, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует опасность того, что предприятие не сможет получить необходимые ресурсы из внешней среды.

Анализ внешней среды помогает контролировать внешние, по отношению к предприятию, факторы, получать важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и на разработку стратегий).

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, можно выделить следующим образом:

1) Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, так как состояние экономики влияет на цели предприятия. Это темпы инфляции, платежный баланс, уровень занятости населения, величина валового национального продукта, нормы налогообложения и т.п. Каждый из этих показателей может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

На мой взгляд, ООО «Трубачево» очень важно обращать внимание на общий уровень экономического развития сельского хозяйства, на тип и уровень развитости конкурентных отношений, на изменения в налогообложении импорта-экспорта сельхозпродукции и продуктов питания, так как данные факторы оказывают существенное влияние на определение стратегических направлений развития сельскохозяйственных предприятий.

2) Политические факторы. Государственная политика, как внешняя, так и внутренняя, оказывает существенное влияние на деятельность предприятий. В связи с этим политические факторы могут стать причиной возникновения непредвиденных угроз, а также источником новых возможностей развития предприятий.

3) Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для предприятия. К факторам, воздействующим на успехи и провалы в деятельности предприятия, относятся: распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, легкость проникновения на рынок новых конкурентов [22].

К рыночным факторам, воздействующим на деятельность сельскохозяйственных предприятий, в том числе и ООО «Трубачево», следует отнести:

- большое количество конкурентов;

- большое количество потребителей;

- возрастающие требования к качеству продукции.

- отсутствие единого лидера;

4) Технологические факторы. Анализ технологической среды должен, по меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства. Руководитель любого предприятия должен следить за тем, чтобы не подвергнуться «шоку будущего», разрушающему предприятие.

Понимая влияние технологических факторов, ООО «Трубачево» в процессе производства сельхозпродукции использует передовую технику и современные аграрные технологии, семена интенсивных сортов и элитные гибридные семена, применяет новейшие средства защиты растений и эффективные минеральные и органические удобрения.

5) Факторы конкуренции. Любое предприятие должно исследовать действия своих конкурентов, анализировать и оценивать их цели и стратегию, проводить обзор отрасли, в которой функционирует предприятие, углубленно изучать сильные и слабые стороны конкурентов.

Следует отметить, что сельскохозяйственные предприятия, в том числе и ООО «Трубачево», не являются исключением в данном вопросе.

6) Факторы социального поведения. Эти факторы включают в себя меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, движение в защиту интересов потребителей, поддержка отечественного товаропроизводителя и т.д.).

Необходимо заметить, что факторы социального поведения не оказывают значительного влияния на деятельность ООО «Трубачево», т.к. его продукция является основой основ в производстве продуктов питания.

Перейти на страницу:
1 2 3

joomla template