Система финансово-экономических показателей бизнес-плана
При разработке бизнес-плана производятся следующие важнейшие расчеты.
Расчет объема реализации продукции. На основе прогнозов объемов продаж отдельных товаров формируется смета объема продаж.
Обычно прогноз на первый год дается помесячно, на второй - поквартально, на третий - на год в целом.
В разработке бизнес-плана главную задачу представляет маркетинг - анализ сбыта и управление объемом продаж, - лежащий в основе управления производством и реализацией продукции [1, c. 87].
Используются следующие методы исследования рынка продаж.
. Эвристические методы прогнозирования. Данные методы основаны на усреднении сведений, полученных путем опроса специалистов:
, (1.1)
где О - оптимистическая оценка; М - средняя оценка; П - пессимистическая оценка.
На базе этой информации производится трендовое прогнозирование по отдельным товарам или группам близких товаров:
, (1.2)
где t - темп роста, который находится из выражения
, (1.3)
где Nтек - значение показателя, относящееся к текущему году; Nпр - значение показателя, относящееся к предыдущему периоду.
Если имеется динамика за ряд лет, может использоваться показатель темпа роста, полученный путем усреднения:
, (1.4)
где n - количество лет; t - темп роста.
. Факторный анализ. Факторный анализ позволяет, используя корреляционные и регрессионные зависимости, найти зависимости объема ожидаемых продаж от основных факторов, оказывающих на него влияние [1, c. 89]:
, (1.5)
где X0 - постоянная составляющая (может отсутствовать); i - значение коэффициента, определяющего влияние i-го фактора на рассматриваемый показатель; Xi - значение i-го фактора.
. Пробный маркетинг. Пробный маркетинг выполняется для новых изделий. При этом производится небольшая партия товаров, на реализации которой изучается возможный спрос.
Объектами маркетингового анализа выступают:
- потребитель, мотивы поведения которого на рынке представляют предмет исследования;
- свойства товара, для которого строится диаграмма жизненного цикла;
- конкуренты, в связи с чем приобретаются и исследуются товары конкурентов [20, c. 207].
Баланс денежных поступлений и расходов. Баланс денежных расходов и поступлений позволяет определить, сколько денег необходимо вложить в бизнес с разбивкой по времени, проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность предприятия.
Баланс доходов и расходов средств состоит из четырех разделов:
) доходы и поступления средств;
) расходы и отчисления;
) кредитные взаимоотношения;
) взаимоотношения с бюджетом.
Балансовая взаимоувязка доходов и расходов осуществляется как по каждому разделу, так и по финансовому плану в целом. Главная цель этого баланса - проверка синхронности поступления и расходования денежных средств и, как результат, определение будущей ликвидности [21, c. 78]. Примерная форма такого баланса представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Укрупненная схема платежного баланса
Доходы |
Сумма, тыс. р. |
Расходы |
Сумма, тыс. р. |
Доходы и поступления средств |
5661,7 |
Расходы и отчисления |
3840,3 |
Получение кредитов |
299 |
Погашение кредитов, уплата процентов |
1100 |
Ассигнования из бюджета |
1430 |
Платежи в бюджет |
2450,4 |
Общий объём полученных финансовых результатов |
7390,7 |
Общий объём распределённых финансовых ресурсов |
7390,7 |
Статьи баланса могут быть разбиты по усмотрению аналитика, что позволит учесть особенности финансирования конкретного предприятия (таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Схема аналитического платежного баланса
Развёрнутый баланс денежных поступлений и расходов (платёжный баланс) включает следующие показатели |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Денежные средства на начало периода | ||
Денежные поступления за период: - выручка от реализации; - поступления по счетам, выписанным при продаже товаров в кредит; - ссуды; - другие поступления | ||
Всего денежных средств за период (стр. 1 + стр. 2) | ||
Денежные средства на конец периода | ||
К платёжному балансу прилагаются основные показатели | ||
Объём реализации на конец периода | ||
Счета дебиторов на конец периода | ||
Безнадёжные должники на конец периода | ||
Счета кредиторов |