Цель, задачи и структура бизнес-плана
План маркетинга - это важнейший фактор повышения конкурентоспособности и, как следствие, долгосрочного успеха всякого начинания в любой сфере предпринимательства. Он представляет собой перечисление намерений и действий предприятия для достижения намеченных целей [16, c. 24].
По своей сущности план маркетинга представляет собой программу предпринимательской деятельности. Он описывает предприятие (настоящее и будущее), выпускаемую и планируемую для запуска в производство продукцию или услуги, рынок, на который эта продукция (услуги) нацелена, ресурсы и задачи для персонала, финансовые потребности и планируемые финансовые результаты.
. Производственная программа. Главная задача производственного плана - доказать потенциальным партнерам, что фирма в состоянии реально производить потребное количество товаров в заданные сроки с требуемым качеством. Иными словами, предпринимателю необходимо показать, что он действительно может организовать эффективное производство.
Важным элементом планирования является определение и рационализация схемы материальных (производственных) потоков на фирме. На ней должно быть наглядно показано, откуда и как будет поступать сырье и комплектующие изделия, в каких цехах и как они будут обрабатываться и куда готовая продукция будет поставляться. Внешние эксперты, как правило, будут рассматривать данный раздел бизнес-плана прежде всего с точки зрения того, насколько рациональна существующая технологическая схема производства, обеспечивает ли она всемерное сокращение затрат труда, времени и материалов, а также гибкость и оперативность изменения ассортимента продукции с учетом требований рынка [3, c. 33].
Большое значение для кредиторов и инвесторов имеет расчет производственной программы фирмы и в соответствии с этим обоснование целесообразности и возможности увеличения производственных мощностей.
. Организационная структура. В разделе приводится информация, характеризующая организационную структуру фирмы, сведения о работающем персонале, а также другие организационные моменты, связанные с деятельностью фирмы.
Организационная структура фирм документально обычно фиксируется в графических схемах структуры, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления фирмы, должностных инструкциях исполнителей.
Важнейшими характеристиками организационной структуры управления являются:
- количество звеньев;
- иерархичность: число ступеней или уровней;
- характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления [8, c. 18].
. Финансовый план. В данном разделе анализируется финансовое состояние фирмы на основе оценки текущей финансовой отчетности и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды.
В первую очередь следует проанализировать документы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность рассматриваемой фирмы. При этом необходимо учитывать, что для фирмы как целостного механизма, целесообразно результаты ее деятельности представить в виде следующего комплекта планово-отчетных документов:
. Оперативный план (отчет), который отражает результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков за отчетный период.
. План (отчет) о доходах и расходах по производству товаров (работ, услуг), показывающий, получит ли фирма прибыль от продажи товаров, работ и предоставления услуг.
. План (отчет) о движении денежных средств, который показывает процессы поступления и расходования денег в процессе деятельности фирмы.
. Балансовый отчет (бюджет), подводящий итог экономической и финансовой работе фирмы за отчетный период [21, c. 27].
Общую продолжительность периода планирования целесообразно принять равной трем годам, но не менее срока реализации проекта, на который составляется бизнес-план.