Цель, задачи и структура бизнес-плана
Практика показала целесообразность следующей структуры бизнес-плана нового проекта состоящего из 11 разделов [3, c. 31]. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Резюме. Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы, к которым пришёл предприниматель. Резюме должно быть кратким, обычно в три-четыре страницы, но лучше, если резюме поместится на одной страницы. Резюме- это ключевая часть документа, “продающая” его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана [16, c. 22]. То есть резюме должно привлекать не количеством, а качеством, учитывая специфику деятельности и запросов потенциальных инвесторов.
. Описание отрасли. При подготовке этого раздела важно оценить отрасль или отрасли, в которых функционирует бизнес. В частности, бизнес-план оценивается потенциальными инвесторами по ряду критериев, одним из которых является отрасль, в которой компания конкурирует. К примеру, быстро растущий рынок может рассматриваться потенциальным инвестором как более благоприятный. Желательно включить обзор отрасли, в том числе тенденции развития и историю становления бизнеса. Важной частью этого раздела является анализ конкуренции. Следует определить всех основных конкурентов, с описанием их сильных и слабых сторон, особенно то, как они могли бы способствовать потенциальному успеху нового дела [6, c. 37]. Следовало бы детализировать информацию об основных поставщиках и покупателях.
. Характеристика компании. В этом разделе плана следует детально описать компанию, включая ее историю, настоящий статус и будущий проект. Ключевые элементы этого раздела:
- История компании, форма собственности, будущие цели.
- Тип бизнеса (розничные продажи, производство, обслуживание, распределение).
- Описание продукта и/или услуги, включая их назначение и отличительные особенности, патенты, авторские права, торговые марки.
- Описание в общих чертах способности продукта или услуги быть реализованным на рынке.
- Описание бизнеса и отрасли, в которой компания работает (в описании выделяются продукты или услуги, целевые сегменты рынка, конкурентное окружение).
- Роль и тенденции развития компании внутри отрасли.
- Основные цели бизнеса.
- Причины вхождения в этот бизнес и т.д. [3, c. 32].
. Выбор вида деятельности (товара, услуги, работы). В этот раздел следует включить полное описание продукта или услуги с анализом их конкурентных преимуществ и недостатков. Описание продукта или услуги включает их отличительные черты и особенности и причины отличия.
Одним из ключевых положений этого раздела является жизненный цикл каждой продуктовой группы и ее вклад в формирование прибыли. На этих данных основываются решения о прекращении производства продукции, инвестициях в разработку новой продукции, проведении мероприятий по снижению издержек производства путем его модернизации или совершенствования технологических процессов [8, c. 15].
. План маркетинга. Предыдущие разделы бизнес-плана носят аналитический характер, т.е. они направлены на изучение сегодняшнего положения фирмы на рынках. Однако инвесторов в большей степени интересует, как фирма собирается действовать в будущем. Другими словами, для каждого товара предстоит разработать собственные детализированные планы. Это будут планы по выпуску отдельных товаров или групп товаров, планы рыночной деятельности, планы развития конкретных производств для новых товаров и т.п. Вся совокупность этих планов и является - планом маркетинга» фирмы.
Цель данного раздела - разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара.