Задачи бюджетной политики в области расходов в социальной сфере
«Обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов для их обеспечения на каждом уровне публичной власти, установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала». ГФК призван выявлять и пресекать неэффективное расходование государственных средств, а также проверять необходимость предоставления субсидий из бюджета.
«Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы».
Пенсионная система является особым объектом ГФК, проводится контроль на всех стадиях бюджетного процесса, касающегося бюджета Пенсионного фонда РФ.
«Определить и реализовать комплекс мер по созданию «безбарьерной» среды для инвалидов». В этой части проводится комплексная оценка расходов бюджета Фонда социального страхования.
Таким образом, можно сделать вывод, что все обозначенные в Бюджетном послании задачи так или иначе касаются ГФК расходов в отраслях социальной сферы или же комплексного финансового контроля, а некоторые пункты непосредственно посвящены контролю.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 гг. особо отмечалось, что по итогам 2009 г. удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров, стабилизировать уровень безработицы.
Основная задача на 2011-2013 гг. была сформулирована как проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов. В этой связи можно отметить, что оценить соответствие проводимой политики поставленным задачам в бюджетной сфере призван государственный финансовый контроль.
В целом было обозначено пять основных задач.
. Обеспечение макроэкономической стабильности.
. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, что, как уже было отмечено ранее, связано с задачами ГФК.
. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов. В этой связи актуальным становится внедрение аудита эффективности в работе контрольных органов.
. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.
. Повышение качества человеческого капитала. В рамках формируемых государственных программ должна быть продолжена работа по приоритетным национальным проектам. В этом пункте ГФК расходов в социальной сфере поможет скоординировать нормативные и программные расходы.
Несколько ключевых вопросов расходования средств федерального бюджета касаются социальной политики.
. Повышение эффективности социальной защиты населения.
. Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюд жетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.
. Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации одна из основных целей бюджетной политики в 2011-2013 гг. - была реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.
Сохраняется особое значение ассигнований на социальные цели, обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны наиболее острые вопросы бюджетной устойчивости. В 2010 г. доля трудоспособного населения составила 62 % от общей численности россиян, а доля населения пенсионного возраста - 22 %.
По прогнозу Минэкономразвития России, к 2030 г. численность трудоспособного населения сократится до 52 %, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27 %.