Задачи бюджетной политики в области расходов в социальной сфере
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 гг. от 25 мая 2009 г. одной из основных задач государства обозначено «устойчивое выполнение социальных обязательств». В этих целях был обозначен ряд основных задач. Проанализируем эти задачи с точки зрения необходимости проведения государственного финансового контроля расходов средств федерального бюджета в отраслях социальной сферы и комплексного контроля бюджета.
«Обеспечить исполнение социальных обязательств. При этом надо добиться большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот». Этот пункт касается государственного финансового контроля расходов на социальную сферу, так как для начала необходимо оценить текущее состояние социальной помощи и ее адресатов путем оперативного контроля, затем посредством предварительного контроля проанализировать новый порядок ее предоставления, и в заключение проверить эффективность по результатам принятых мер.
«Ограничить размеры бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы». Здесь речь идет о комплексном финансовом контроле исполнения федерального бюджета, а также оперативном контроле над исполнением бюджета во избежание роста дефицита.
«Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля».
В данном случае необходимо применение новых методов контроля, в частности, проведение аудита эффективности бюджетных расходов. Именно методологией финансового контроля должны быть разработаны обозначенные индикаторы.
«Целесообразно в максимальной степени реализовать программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты. Контроль над целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов».
В Бюджетном послании, таким образом, присутствует прямое указание на необходимость совершенствования финансового контроля расходов в социальной сфере.
«Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы». Данный пункт несет в себе общий макроэкономический смысл любой стабильно функционирующей экономики, так как именно реальный сектор является ее основой. Без развития экономики невозможно проведение сбалансированной социальной политики.
«Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств. Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений». В данном пункте необходимость проведения ГФК расходов в отраслях социальной сферы обусловлено тем, что именно в ходе контроля выявляется положительный эффект от вложенных средств и целесообразность перехода к национальным проектам.
«Усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов». Осуществление крупных госзакупок контролируется Счетной палатой Российской Федерации в рамках отдельных контрольных мероприятий.
«Определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов». Контроль собираемости налогов осуществляется Федеральной налоговой службой, а комплексный анализ бюджета - и на стадии предварительного контроля Счетной палаты, при этом оцениваются предполагаемые объемы бюджетных доходов и их структура, на основе этого делаются выводы об эффективности.