Совершенствование механизма реализации и повышение эффективности налоговых проверок
Актуальность.
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному развитию. В ряду государственных доходов налогам и сбором принадлежит важнейшее место и само существование государства неразрывно связано с ними. За счет налогов в настоящее время формируется до 90% государственных доходов.
Социально-экономические преобразования в России начала 90-х гг. повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества. Закономерно в этой связи и изменение налоговой политики государства. Процесс перехода к рынку породил целый комплекс новых для экономики России проблем, связанных с кардинальным изменением характера взаимоотношений между налогоплательщиками и государством. Возникли новые понятия «собираемость налогов», «налоговая прес-тупность» и другие, которых в административно-хозяйственных условиях централизованной экономики просто не существовало. С cамого начала введения новой налоговой системы обозначилась проблема массового уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов в связи с тем, что c резким ростом частного сектора в экономике возникло определенное противоречие между интересами государства и общества, с одной стороны, и новыми собственниками, с другой. Противоречие это отражалось почти на неуемном желании новых собственников (или «новых русских», как их стали называть в обиходе) всякими путями, в том числе и противозаконными, приумножать свои доходы, в том числе и за счет уклонения от уплаты налогов.
Практика показывает, что вопросы - платить или не платить налоги, и если платить, то в каком объеме, предприниматели решают еще на стадии расчета окупаемости коммерческого проекта. Ответ на такой вопрос должен быть однозначным: платить. Но, к сожалению, человек, уклоняющийся от уплаты налогов, в нашем обществе воспринимается как удачливый бизнесмен, а не как налоговый преступник.
Подобное негативное отношение к налоговой системе в известной степени объясняется тем, что она начала формироваться в России лишь в конце 1991 года и до настоящего момента не стабильна, когда в большинстве зарубежных стран институт налогообложения существует сотни лет. В этих странах налогоплательщики осведомлены о порядке уплаты налогов, куда идут собранные от налогов средства. Лица, уклоняющиеся от уплаты налогов, осуждаются обществом и государством. Поддерживается позитивный имидж налогоплательщика, уплатившего налоги, он пользуется уважением. Опрос же представителей различных категорий российских граждан показал, что 60% респондентов не считают себя налогоплательщиками.
Нужно отметить, что пока в массовом сознании добросовестное соблюдение налогового законодательства не начнет ассоциироваться с процветанием и укреплением государства и как следствие - с улучшением жизни каждого гражданина России, будет трудно добиться кардинального изменения в сложившейся ситуации в области налогообложения.
Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню экономического развития государства. Эффективная экономика страны требует наличие развитой системы государственного налогового контроля, представляющего собой систему организационно правовых форм и методов проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления.
Таким образом, главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей.
Налоговый контроль - это сложный и комплексный процесс, который регулируется нормами не только Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), но и других нормативных правовых актов как в области регулирования налоговых правоотношений, так и в других областях.
Налоговый контроль традиционно рассматривается как часть финансового контроля, охватывающего сферу образования, распределения и использования денежных фондов.
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что налоговый контроль - это совокупность приемов и методов по организации и проведению проверок за соблюдением налогового законодательства.
Цель курсовой работы
состоит в том, чтобы по результатам исследования обосновать предложения по совершенствованию налогового контроля как составляющая налогового администрирования.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
исследовать теоретические положения роли регулирующей функции налога и механизма ее реализации в системе налогообложения субъектов;
провести сравнительную оценку эффективности различных систем налогообложения субъектов, обобщить результаты сравнительного анализа с позиции их влияния на формирование собственных финансовых ресурсов субъектов и налоговых поступлений в бюджет РФ;
обосновать рекомендации по формированию оптимального налогового контроля.
Структура.
Курсовая работа состоит за введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Организация контрольной деятельности налоговых органов
- Налоговые проверки, как инструмент реализации налогового контроля
- Налоговое администрирование как механизм реализации и повышения эффективности налогового контроля
- Анализ контрольной деятельности налоговых органов в РФ и РД за 2009-2011 гг.
- Проблемы функционирования и перспективы усиления контрольно-проверочной деятельности налоговых проверок в России
- Зарубежный опыт проведения налоговых проверок и возможности его применения в России