Анализ контрольной деятельности налоговых органов в РФ и РД за 2009-2011 гг.
Количество налогоплательщиков, состоящих на учете в Межрайонной ИФНС по городу Махачкала
позволяет в полной мере отразить масштабы деятельности Инспекции. По состоянию на 01.01.2011 года общее количество налогоплательщиков - юридических лиц состоящих на учете в Инспекции составило 7225 единиц, из них количество организаций не представляющих отчетность составляет 1679 единиц (23,2%), плательщиками являются 5546 предприятий, учреждений и организаций и количество их по сравнению с 2010 годом возросло на 100 единиц. Цифры конечно скромные, но если их перевести в декларации, которые были поданы этими налогоплательщиками за год, количество камеральных налоговых проверок проведенных по данным этих деклараций, плюс налогоплательщиков отобранных для проведения выездных налоговых проверок, то только с позиции увеличения нагрузки на контрольный блок инспекции, цифры перестают казаться такими скромными. Необходимо принять во внимание, что каждый новый налогоплательщик добавляет немалую часть рутинной, бумажной работы и работы в электронном виде. Учет поступлений налогов и сборов в Инспекции ведется в разрезе бюджетов (федеральный, краевой, местный).
Основными формами проведения налогового контроля являются налоговые проверки, именно от их квалифицированной организации зависит общая эффективность мероприятий налогового контроля. Наиболее широко применяемыми и результативными являются камеральные и выездные налоговые проверки, их эффективность мы и рассмотрим.
Широкое внедрение автоматизации при проведении камеральных налоговых проверок позволило в 2011 году обеспечить камеральной проверкой 148,6 тыс. расчетов, балансов, деклараций и других документов, подлежащих камеральной проверке, в 2010 году количество камеральных проверок снизилась на 38,4 тыс. руб. и составила 110,2 тыс. проверок. В 2011 году камерально охвачено 126,4 деклараций, расчетов и балансов, что на 24,7% или на 16,2 тыс. проверок. Обращает на себя внимание тот факт, что такое увеличение количества камеральных налоговых проверок произошло при неизменном количестве сотрудников задействованных в проведении камеральных налоговых проверок, что без сомнения отражает высокий уровень организации налогового контроля.
Суммы доначислений налогов по камеральным проверкам составили в 2009 году - 25,7 млн. руб., в 2010 году - 27,4 млн. руб. и в 2011 году - 29,6 млн. руб. Темп роста в среднем составляет 6-8% в год, но это не значит, что налоговый орган ослабил контрольные функции камерального контроля. Это связано в первую очередь с тем, что отделы камеральных проверок больше материалов, по которым имеется сомнение в определении налогооблагаемой базы, передают материалы для проведения выездной налоговой проверки. Это своего рода продуманная тактика, смысл которой в выявлении налогоплательщиков допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также отбор таких налогоплательщиков по которым камеральная налоговая проверка может и не дать должного результата, а выездная налоговая проверка позволит в полной мере выявить все нарушения и произвести максимальные доначисления. В среднем доначисления по камеральным проверкам на одну результативную проверку составляет 6,0-8,0 тыс. руб. и результативность составляет в среднем 5%, для сравнения, результативность выездных проверок составляет более 80%.
В 2010 г. инспекцией было проведено 110194 камеральных налоговых проверки, что на 38416 проверок меньше, чем в 2008 году. Чем же обусловлено такое снижение.