Правовая характеристика факультативных элементов налога
Факультативные элементы налогообложения носят не всеобщий, а избирательный характер. Они устанавливаются не для всех, а лишь для отдельных налогов и на определенные период времени. Наиболее распространенными факультативными элементами налогообложения являются: налоговые льготы, налоговый оклад, источник уплаты налога, порядок возврата неправильно удержанных сумм налога и т.д.
Льготами по налогам и сборам признаются предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера. [2]
Следовательно, налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа. При этом налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:
изъятия - это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налога, так и отдельной категории налогоплательщиков;
скидки - это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они подразделяются на лимитированные и нелимитированные. Скидки бывают общими и специальными; стандартными и нестандартными. Так в России при налогообложении граждан льготы подразделяются на 4 группы: 1. стандартные налоговые вычеты; 2. социальные налоговые вычеты; 3. имущественные налоговые вычеты; 4. профессиональные налоговые вычеты;
налоговые кредиты - это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов этого кредита являются и безвозвратными и бесплатными. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада, отсрочка или рассрочка уплаченного налога, возврат раннее уплаченного налога, зачет ранее уплаченного налога, целевой налоговый кредит.
Сокращение налогового оклада может быть частичным или полным, а на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами. [2]
Отсрочка уплаты налога - перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога - деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. Порядок и условия предоставления рассрочки или отсрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 Налогового кодекса РФ. [2]
Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование - налоговая амнистия. Дополнительные виды льгот применительно к российскому законодательству о налогах и сборах - это налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.
Итак, ранее представленные элементы налога это основные и обязательные элементы налога. Основными они называются потому, что неустановление или нечеткая формулировка хотя бы одного из них делает невозможным или затрудняет исполнение налогового обязательства налогоплательщиками и осуществление налогового контроля налоговым органом. Перечень приведенных выше элементов налогообложения является обязательным, т.е. каждый установленный Налоговым Кодексом РФ налог должен быть в обязательном порядке определен по всем основным его элементам.
Что же касается факультативных элементов налога - эти элементы по мере необходимости в них определяются в законодательных (иногда нормативных) актах, регламентирующих порядок исчисления и уплаты конкретного вида налога. Хоть законодатель и четко разграничивает элементы налога - нестабильность наших налогов, проведение налоговых реформ, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Несомненно, вся эта «неразбериха» с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.
1 2