Гарантийные институты и механизмы защиты привлекаемых инвестиционных ресурсов под программы и проекты
Любая финансовая операция в любом государстве невозможна без решения вопроса, насколько целесообразно ее проведение и как велик риск вложения денег. Чрезвычайно трудно найти правильный ответ, не ошибиться, не стать жертвой обмана или коммерческой неудачливости должника, его неумения грамотно распорядиться полученными средствами. Безусловно, при определении степени риска инвестиций в ту или иную программу большое значение имеет сама программа, степень ее инновации, сроки окупаемости, рентабельность. Однако фактор обеспеченности исполнения обязательств должника, наличия гарантий возврата вложенных средств всегда является определяющим для инвестора при принятии им решения о инвестировании.
Проблема обеспечения исполнения обязательств имеет давнюю историю. Как показывает исторический опыт, актуальность данной проблемы не только не утратилась, но и возросла, особенно для стран с нестабильной экономикой, к которым в настоящее время относится и Россия. Финансовые пирамиды, массовый невозврат кредитов, крах системы государственных облигаций, убытки и разорения как отечественных, так и иностранных инвесторов, вложивших свои деньги в проекты, впоследствии прогоревшие, и не сумевших вернуть даже части вложенного, - подобные события последних десяти лет в России наглядно это демонстрируют.
В настоящее время в стране ни на федеральном, ни на региональном уровнях не существует целостной системы гарантирования частных инвестиций. На федеральном уровне делаются лишь первые шаги, связанные с предоставлением государственных гарантий по инвестиционным кредитам. Но они явно недостаточны для привлечения необходимого объема инвестиций. Перспективной, по мнению автора, может стать схема, разработанная Всемирным банком и правительством РФ: правительство обязуется компенсировать потери, связанные с некоммерческими рисками, а Всемирный банк гарантирует выплату в случае, если правительство не выполнит свои обязательства.
Что же касается регионального уровня, то лишь около трети регионов РФ осуществляют страхование инвестиционных некоммерческих рисков и создают гаратийно-залоговые фонды. Зачастую такие фонды не имеют законодательного оформления и действуют на основании распоряжений или постановлений администраций субъектов Федерации. В большинстве же субъектов РФ гарантирование инвестиций от региональных рисков находится в зачаточном состоянии или вообще отсутствует.
Вследствие общей неустойчивости условий осуществления инвестиционной деятельности и их глубокой региональной дифференциации создание эффективной системы гарантирования инвестиций в настоящее время крайне актуально.
Дефицитность бюджетов всех уровней, сокращение инвестиционных потоков, снижение объемов банковского кредитования реального сектора экономики, централизация капиталов диктуют необходимость поиска новых путей увеличения инвестиций.
Одним из катализаторов роста вложений кредитно-финансовых структур в производство может оказаться система гарантий возвратности кредитов. Создание системы гарантий с участием государства может способствовать привлечению отечественных и зарубежных инвестиций в реальный сектор с одновременным регулированием их доступа и влияния на экономику в целом.
Необходимость системы гарантий с участием государства обусловлена самим положением, в котором в настоящее время оказались основные участники кредитно-гарантийных операций - предприятия, банки и государство (или гарант, реализующий интересы государства). Так, малые и средние предприятия в основном не обладают существенными имуществом и ресурсами, которые они могут предоставить в залог под кредит. Зачастую и крупные государственные предприятия ограничены в гарантоспособности рамками существующего законодательства. Ставки кредитных ресурсов слишком высоки для предприятий. Кроме того, стихийное, скачкообразное изменение ставок затрудняет планирование деятельности даже на ближайшую перспективу.
1 2