Понятие «инвестиционная безопасность»
Реальное введение норм банкротства для предприятий всех форм собственности с максимальной защитой интересов владельцев капитала предприятий с иностранными инвестициями.
Предоставление инвестору необходимой информации (земельный кадастр, налогообложение, паспорта городов и районов, сертифицированные (прошедшие конкурсный отбор и государственную экспертизу) инвестиционных проектов, данные по ресурсам, перечень приоритетных для иностранного инвестирования отраслей экономики субъектов РФ и др.).
Стимулирование конкуренции между иностранными инвесторами за наиболее выгодные с точки зрения национальных интересов условия вложения средств.
Упрощение порядка осуществления иностранными инвесторами инвестиционных проектов.
Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и не легитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Процесс оттока капитала очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал, например, в лондонский банк, чем в российскую экономику. Если оставить в стороне заведомо криминальный отток капитала (украденные или уведенные от налогообложения деньги), то вывоз капитала есть явление экономическое и представляет собой процесс, отражающий принятие решений о наиболее эффективных (с точки зрения владельца) способах использования финансовых ресурсов.
Основные меры решения проблемы оттока капитала за рубеж с позиций экономической и финансовой безопасности государства должны быть следующими[2].
Первый путь - усиление административного контроля над финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства посредством последовательного введения достаточно жестких валютных ограничений при соответствующей адаптации (в случае необходимости) основных принципов экономической политики. В рамках первого направления лежат меры против стандартных схем нелегального оттока капитала (занижения экспортных цен и невозврата валютной выручки; фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами; коррупции на таможне; расчетов через оффшоры и т.п.). В конечном счете, власти переходят к административному контролю над перераспределением валютных ресурсов внутри государства, к ограничению конвертируемости национальной валюты.
Поэтому второй путь сокращения оттока капитала предполагает осуществление системных институциональных изменений, предусматривающих осознанное проведение изменений в экономической политике, пересмотр отношений между государством и экономикой, которые способствуют созданию благоприятных условий для инвестиций в экономику в виде благоприятного инвестиционного климата, а также эффективному использованию ресурсов в государстве по сравнению с остальным миром. Очевидно, что речь идет о мерах, обеспечивающих восстановление доверия к российским рынкам, как-то: сочетание мер денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, укрепление механизмов защиты частной собственности и интересов мелких акционеров, совершенствование работы судебной системы. Административно-запретительные меры должны выполнять хотя и значимую, но тем не менее вспомогательную роль.
В целях задействования сбережений населения для инвестирования российской экономики и обеспечения инвестиционной безопасности и экономической безопасности государства в целом необходимо принятие следующих мер:
восстановление доверия граждан к кредитно-банковской системе в рамках ее оздоровления и обеспечения ее долговременного стабильного функционирования;
принятие закона о гарантировании вкладов в банках и обеспечение реальных гарантий возврата сбережений (в том числе гарантий от действий со стороны государства);
создание условий инвесторам для трансформации накопленных сбережений в инвестиции;
развитие надежных, понятных и эффективно защищающих интересы инвесторов (населения) инструментов сбережений, включая развитие индексированных инструментов (в условиях стабильного дохода по гарантированным и индексированным вкладам накопление наличной валюты может потерять смысл);
более широкий допуск на российский рынок в целях привлечения сбережений населения и установления экономических барьеров к «бегству капитала» иностранных банков, что позволит на законных основаниях привлечь валюту граждан для развития экономики России;