Идентификация проблем финансирования инноваций и возможные пути их решения

Министерство экономического развития, также для частных компаний, предусматривает возможность введения так называемого «контракта с государством», согласно которому государство принимает на себя обязательства поддерживать интересы компаний на внешних рынках (например, лоббировать повышение таможенных пошлин на ввоз конкурирующего оборудования) в обмен на активизацию инновационной деятельности [36,386].

Программы инновационного развития предполагают применение системы мониторинга, разработанной в 2011 г. Мониторинг будет проводиться на основе набора показателей, часть из которых должна предоставляться ежеквартально. При этом каждое ведомство интересуется разными аспектами деятельности госкомпаний и придает первоочередное значение разным показателям: для Минобрнауки важно, чтобы компании взаимодействовали с вузами и НИИ, для отраслевых ведомств - чтобы программы соответствовали направлениям развития отрасли, и т.д. В целом мониторинг, как и многие другие методики «оценки результативности», базируется на оценке затрат, а не результатов.

При таком подходе показателей очень многое усиливает неприятие компаниями организуемого «мониторинга». Действительно, методология сбора и расчета показателей настолько емкая, что приведет к необходимости найма специального штата, чтобы обеспечить своевременную отчетность. В свою очередь, ежеквартальная отчетность не вполне соответствует циклам внедрения инноваций - так, чтобы можно было судить о каких-либо результатах нововведений. Следовательно, такой подход может к тому, что достоверность предоставляемых данных будет очень непросто проверить. Возможно, имело бы смысл сократить количество показателей для достижения более высокого качества мониторинга.

В этой связи целесообразно рассмотреть комплекс предложений, направленных на решение проблем финансирования инновационной деятельности в стране (рис. 2.7).

Рис. 2.7 Предложения, направленные на стимулирование финансирования инноваций

Вместе с тем для стимулирования инновационной деятельности также необходимо обеспечить возможность получения субсидий или льготных кредитов на длительные сроки, либо на период завершения работ по утверждённому проекту и прочих льгот, а также предоставление государственных гарантий по инвестициям и кредитам, привлеченным для реализации инновационных проектов. Важное значение будет нести создание и развитие новых технологических объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологических центров, технопарков, технологических "бизнес - инкубаторов", отраслевых лабораторий в учреждениях высшей школы), сети консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий.

Реализация этих мер позволит создать более благоприятные условия для стимулирования инновационной деятельности, как на государственном уровне, так и в секторе малого и среднего бизнеса.

ГЛАВА 3. ВЫЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ

Перейти на страницу:
1 2 

joomla template