Характеристика современного состояния пенсионного обеспечения
Пенсионное обеспечение рассматривается как базовая и одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 1/3 жителей любой страны, и косвенно всего трудоспособного населения. Поэтому вопрос о повышение эффективности функционирования национальных пенсионных систем требует особого внимания со стороны государственных органов власти.
В России от величины пенсионных выплат зависит уровень жизни четверти населения, социальные взносы во многом определяют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. За последние 20 лет в нашей стране проведено четыре реформы пенсионного законодательства, три раза принципиально изменяли налоговое законодательство или законодательство о социальных взносах. При этом результаты проведения данных мероприятий остаются спорными, а проблемы пенсионного обеспечения так и не решены.
Реформа 2002г. - важнейшее событие последнего десятилетия в пенсионной сфере России. И, несмотря на то, что оценить ее результаты в полной мере можно будет лишь после 2022 года, когда начнутся первые регулярные выплаты накопительных частей трудовых пенсий, уже сегодня возможен и необходим анализ влияния этой реформы на ситуацию в пенсионном обеспечении.
Институциональный каркас новой пенсионной системы сформирован следующими законами, четыре из которых были приняты в 2001-2002 годах:
· ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (от 1 апреля 1996 года, № 27-ФЗ),
· ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (от 16 июля 1999 года, № 165-ФЗ),
· ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (от 15 декабря 2001 года, № 167-ФЗ),
· ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (от 17 декабря 2001 года, № 173-ФЗ),
· ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (от 24 июля 2002 года, № 111-ФЗ),
· ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (от 15 декабря 2001 года, № 166-ФЗ).
На основе этих законодательных актов современная пенсионная модель в России основана на трех важнейших компонентах:
· пенсионная подсистема базовых пенсий, организованная на принципах перераспределения страховых взносов в пользу низкодоходных слоев населения, предназначенная для борьбы с бедностью;
· пенсионная подсистема страховых пенсий, организованная на принципах обязательного социального страхования, на основе условно-накопительных способов пенсионных прав, предназначенная для замещения пенсией заработной платы в сопоставимых с ней размерах;
· пенсионная подсистема страховых пенсий, организованная на принципах обязательного страхования доходов населения, на основе капитализации финансовых ресурсов и индивидуального выбора инвестиционных программ, предназначенная для замещения пенсией заработной платы в сопоставимых с ней размерах.
За свою короткую историю стартовавшая в 2002 г. пенсионная реформа несколько раз корректировалась, что, конечно, не способствовало укреплению доверия к ней со стороны населения. По ее нынешней версии, для граждан 1967 года рождения и моложе трудовая пенсия будет состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Для граждан, родившихся ранее 1967 г., накопительная часть пенсии не предусматривается и, стало быть, их пенсия состоит из двух частей - базовой и страховой.
Застрахованные граждане 1967 года рождения и моложе имеют сейчас в ПФР два индивидуальных счета - страховой и накопительный (после 2004 г. застрахованный может по желанию перевести свой накопительный счет из ПФР в избранный им негосударственный пенсионный фонд), от сумм на которых и будут зависеть соответственно страховая и накопительная части пенсии.
В настоящее время для большинства работающих граждан сумма отчислений в Пенсионный фонд России составляет 26% заработной платы. Для граждан, родившихся ранее 1967 г., все отчисления поступают на их страховые счета в ПФР. Для более молодых граждан 20% заработной платы направляется на их страховые счета, а остальные 6% - на накопительные счета.
Как и до пенсионной реформы, страховые части пенсий выплачиваются по распределительному принципу: все страховые взносы направляются на выплату текущих пенсий, а на страховых индивидуальных счетах работающих накапливаются не реальные денежные средства, а лишь обязательства государства перед ними на будущее. Поэтому говорят, что страховая часть пенсий организована по схеме условно-накопительных счетов в рамках распределительной системы пенсионного обеспечения.
Существование третьей (накопительной) компоненты трудовой пенсии означает, что часть пенсионных взносов граждан должна расходоваться не на выплату текущих пенсий, а накапливаться на их индивидуальных счетах. Реальные средства на накопительных счетах граждан должны, по замыслу реформы 2002 г., инвестироваться в экономику и приносить инвестиционный доход. Средства на индивидуальном накопительном счете застрахованного лица могут быть потрачены только на выплату пенсии этому лицу или на выплаты его наследникам (в случае смерти застрахованного до выхода на пенсию).
1 2