Анализ прибыли - как индикатора эффективности деятельности

Прибыль как экономическая категория отражает финансовый результат хозяйственной деятельности организации и по своей сути является частью накоплений, выраженных в денежной форме.

Финансовый результат деятельности организации (прибыль) находит отражение в увеличении величины её собственного капитала.

Прибыль является важнейшим источником для самофинансирования организации, погашения налоговых обязательств перед государством и долговых обязательств перед банками, инвесторами и другими кредиторами.

Экономическая сущность прибыли заключается в следующем:

характеризует финансовый результат деятельности организации, который зависит от уровня себестоимости, качества и количества оказываемых услуг, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а также насколько услуга удовлетворяет потребности потребителя, т.е. имеет ли она спрос;

является основой экономического развития организации. Прибыль выступает как один из основных источников расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль - часть чистого дохода, который непосредственно получают организации после реализации услуг как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности.

Основной целью анализа финансовых результатов является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности организации. Для достижения данной цели в ходе проведения анализа решаются следующие задачи:

оценка динамики и структуры показателей прибыли за анализируемый период;

факторный анализ прибыли;

анализ прочих доходов и расходов;

оценка динамики показателей рентабельности продаж и капитала;

факторный анализ рентабельности продаж и капитала.

Главным источником формирования прибыли ООО «Альянс-Танец», как было отмечено в главе 2, является основная деятельность организации, с целью осуществления которой оно создано.

Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи услуг, являются:

изменение объема оказанных услуг. Увеличение объема оказанных услуг приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния организации. Рост объема реализации убыточных услуг влияет на уменьшение суммы прибыли;

изменение структуры и ассортимента оказанных услуг. Увеличение доли более рентабельных видов услуг в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельных или убыточных услуг влияет на уменьшение прибыли;

изменение себестоимости услуг. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

изменение цены реализации услуг. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Результаты факторного анализа прибыли от продаж позволяют оценить резервы повышения эффективности оказания услуг, принять обоснованные управленческие решения.

Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках».

Применяя метод цепных подстановок, в процессе факторного анализа прироста прибыли от продаж (основной составляющей прибыли до налогообложения) можно количественно измерить влияние следующих факторов:

а) выручки:

DПВЫР = РП1- РП0,(3.1)

где РП1, РП0- выручка от продажи услуг соответственно в базисном и отчетном периодах (стр. 2110 формы «Отчет о прибылях и убытках»);

б) себестоимости продаж услуг:

D ПСР = Ср0- Ср1,(3.2)

где Ср0, Ср1- себестоимость продаж услуг соответственно в базисном и отчетном периодах (стр. 2120 формы «Отчет о прибылях и убытках»);

в) управленческих расходов:

D ПУ = Су0- Су1,(3.3)

гдеСу0, Су1- управленческие расходы соответственно в базисном и отчетном периодах (стр. 2220 формы «Отчет о прибылях и убытках»);

г) коммерческих расходов:

D ПК = Ск0 - Ск1,(3.4)

где Ск0, Ск1 - коммерческие расходы соответственно в базисном и отчетном периодах (стр. 2120 формы «Отчет о прибылях и убытках»).

Анализ прибыли от продажи услуг ООО «Альянс-Танец» можно провести на основе следующих данных (табл. 3.1).

Таблица 3.1 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж ООО «Альянс-Танец» за 2011-2012 гг., тыс. руб.

Показатели

2011 г.

2012 г.

Абсолютный прирост

Теп роста, %

1. Выручка

3183

5819

2636

182,8

2. Себестоимость продажи услуг

2228

3792

1564

170,2

3. Коммерческие расходы

172

273

101

158,7

4. Управленческие расходы

203

648

445

319,2

5. Прибыль от продажи услуг

580

1106

526

190,7

6. Индекс изменения цен

1,00

1,05

0,05

15,0

7. Выручка в сопоставимых ценах

3183

5542

2359

174,1

Перейти на страницу:
1 2

joomla template