Анализ прибыли - как индикатора эффективности деятельности
Прибыль как экономическая категория отражает финансовый результат хозяйственной деятельности организации и по своей сути является частью накоплений, выраженных в денежной форме.
Финансовый результат деятельности организации (прибыль) находит отражение в увеличении величины её собственного капитала.
Прибыль является важнейшим источником для самофинансирования организации, погашения налоговых обязательств перед государством и долговых обязательств перед банками, инвесторами и другими кредиторами.
Экономическая сущность прибыли заключается в следующем:
характеризует финансовый результат деятельности организации, который зависит от уровня себестоимости, качества и количества оказываемых услуг, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а также насколько услуга удовлетворяет потребности потребителя, т.е. имеет ли она спрос;
является основой экономического развития организации. Прибыль выступает как один из основных источников расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль - часть чистого дохода, который непосредственно получают организации после реализации услуг как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности.
Основной целью анализа финансовых результатов является разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности организации. Для достижения данной цели в ходе проведения анализа решаются следующие задачи:
оценка динамики и структуры показателей прибыли за анализируемый период;
факторный анализ прибыли;
анализ прочих доходов и расходов;
оценка динамики показателей рентабельности продаж и капитала;
факторный анализ рентабельности продаж и капитала.
Главным источником формирования прибыли ООО «Альянс-Танец», как было отмечено в главе 2, является основная деятельность организации, с целью осуществления которой оно создано.
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи услуг, являются:
изменение объема оказанных услуг. Увеличение объема оказанных услуг приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния организации. Рост объема реализации убыточных услуг влияет на уменьшение суммы прибыли;
изменение структуры и ассортимента оказанных услуг. Увеличение доли более рентабельных видов услуг в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельных или убыточных услуг влияет на уменьшение прибыли;
изменение себестоимости услуг. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;
изменение цены реализации услуг. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Результаты факторного анализа прибыли от продаж позволяют оценить резервы повышения эффективности оказания услуг, принять обоснованные управленческие решения.
Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках».
Применяя метод цепных подстановок, в процессе факторного анализа прироста прибыли от продаж (основной составляющей прибыли до налогообложения) можно количественно измерить влияние следующих факторов:
а) выручки:
DПВЫР = РП1- РП0,(3.1)
где РП1, РП0- выручка от продажи услуг соответственно в базисном и отчетном периодах (стр. 2110 формы «Отчет о прибылях и убытках»);
б) себестоимости продаж услуг:
D ПСР = Ср0- Ср1,(3.2)
где Ср0, Ср1- себестоимость продаж услуг соответственно в базисном и отчетном периодах (стр. 2120 формы «Отчет о прибылях и убытках»);
в) управленческих расходов:
D ПУ = Су0- Су1,(3.3)
гдеСу0, Су1- управленческие расходы соответственно в базисном и отчетном периодах (стр. 2220 формы «Отчет о прибылях и убытках»);
г) коммерческих расходов:
D ПК = Ск0 - Ск1,(3.4)
где Ск0, Ск1 - коммерческие расходы соответственно в базисном и отчетном периодах (стр. 2120 формы «Отчет о прибылях и убытках»).
Анализ прибыли от продажи услуг ООО «Альянс-Танец» можно провести на основе следующих данных (табл. 3.1).
Таблица 3.1 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж ООО «Альянс-Танец» за 2011-2012 гг., тыс. руб.
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютный прирост |
Теп роста, % |
1. Выручка |
3183 |
5819 |
2636 |
182,8 |
2. Себестоимость продажи услуг |
2228 |
3792 |
1564 |
170,2 |
3. Коммерческие расходы |
172 |
273 |
101 |
158,7 |
4. Управленческие расходы |
203 |
648 |
445 |
319,2 |
5. Прибыль от продажи услуг |
580 |
1106 |
526 |
190,7 |
6. Индекс изменения цен |
1,00 |
1,05 |
0,05 |
15,0 |
7. Выручка в сопоставимых ценах |
3183 |
5542 |
2359 |
174,1 |
1 2