Проблемы российской налоговой системы

Каким образом и в какую сторону пойдут векторы производственного, экономического, социального развития России в период кризиса и сразу же после него, абсолютно непонятно. Прогнозы и оценки самые противоречивые. С одной стороны, оптимистически настроенные эксперты и аналитики отмечают возможность плавного выхода России из кризиса, основываясь на приостановлении негативной динамики тех или иных показателей (прекращение роста безработицы, рост цен на нефть и т.д.).

С другой - широко представлены и негативные оценки развития ситуации (рост инфляции).

В связи с этим возникает вопрос: если никто не знает, что нас ждет впереди, то как можно что-либо кардинально менять, не представляя, чем это может закончиться?

Представляется, что любые реформы могут быть успешными только тогда, когда их составляющие хорошо подготовлены, тщательно просчитаны, когда они проводятся в подходящее время.

Именно поэтому мы считаем, что в настоящее время, кризисное и непонятное, проведение каких-либо кардинальных мероприятий, решительных реформ и комплексных преобразований не только неуместно, но и чревато негативными последствиями.

То же самое касается и предлагаемой некоторыми политиками идеи отказаться от плоской шкалы обложения налога на доходы физических лиц, которая также приведет к увеличению налогового бремени.

Политика «временного затишья» в первую очередь должна быть воплощена в отказе властей от введения новых и повышения уже действующих налогов.

Более того, современная налоговая политика кризисной поры должна работать и в обратную сторону (резкое снижение налогового бремени). Не факт, что резкое понижение налогов и введение продолжительных налоговых каникул спасут промышленность и бизнес. Значение налогов в экономике нельзя переоценивать. Однако сокращение бюджетных доходов наверняка приведет к обрушению бюджетов всех уровней, что посредством цепной реакции вызовет абсолютный негатив во всех финансовых и социальных сферах.

Однако наш призыв не делать «резких движений» не означает вообще не делать ничего.

Плавные и продуманные мероприятия в налоговой сфере, проведенные в конце 2008 г., уже дают свои положительные результаты. Кроме того, наблюдение, анализ, мониторинг - вот основные направления современной работы. И отрадно, что высшее руководство страны это понимает. Как правильно сказал Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев по поводу предложений о снижении налога на добавленную стоимость уже с 2010 г.: «Никто из аналитиков, что бы они там ни говорили, не знает до конца, к чему приведет снижение того или иного налога. Потому что это зачастую процесс, который состоит из целой серии составляющих. Это и собственно администрирование налогов, спешность организации работы в различных местах, моральный кризис в стране, текущая экономическая ситуация. Все это, в конечном счете, и влияет на собираемость налогов».

И появляются идеи: «отменить», «заменить», «реформировать», «даешь очередную налоговую революцию»…

Основная функция любой национальной налоговой системы - фискальная. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов в обществе - формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции можно назвать производными от фискальной (распределительная, стимулирующая, регулирующая и т.д.). Все последние годы российская налоговая система наглядно демонстрировала эффективность своего функционирования: федеральный бюджет был стабильно профицитным. Благополучное состояние бюджетов наблюдалось (во всяком случае, до кризиса) и на региональном, и на муниципальном уровнях бюджетной системы.

Налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, акцизы - это все сплошь бюджетообразующие и бюджетоформирующие налоги, которые в достаточной степени обеспечивали наше государство необходимым количеством денежных средств.

Никто не спорит: наша налоговая система полна проблем и противоречий, российская налоговая система вообще далека от идеала. Но главное здесь в другом - российская налоговая система работает! И работает более или менее эффективно. К этой системе приспособились и государство, и плательщики, адаптировалась экономика, сформировалась система российского налогового права.

Перейти на страницу:
1 2 3

joomla template