Сущность и функции налогов. Принципы налогообложения
Дестимулирующая подфункция, напротив, заключается в формировании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Налоги по своей сути дестимулируют развитие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как, например игорного бизнеса. Повышенные акцизы на нежелательные для потребления продукты (алкоголь, табак) в некоторой степени могут дестимулировать их предложение.
Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для аккумулирования средств на восстановление потребленных ресурсов. Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы начисленной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении базы по налогу на прибыль организаций. Данная подфункция реализуется также в так называемых ресурсных налогах, платежи по которым связаны с объемом потребления общественных ресурсов: водном налоге, налоге на добычу полезных ископаемых, сборах за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.
Классификация налогов - это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.
1) классификация по степени переложения,
разделяющая налоги на прямые и косвенные, - это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.
2) классификация налогов по объекту обложения -
классификация, согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).
3) классификация налогов по субъекту обложения,
где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные, является также достаточно распространенной.
4) классификация налогов по способу обложения востребована практикой администрирования, разграничивают налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению».
5) классификация по применяемой ставке, подразделяет налоги на регрессивные, пропорциональные и твердые.
6) классификация налогов по назначению
разграничивает их на абстрактные и целевые. Абстрактные налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е. поступления от общих налогов являются основным доходным источников разноуровневых бюджетов. Целевые налоги имеют заранее определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов.
7) классификация налогов по срокам уплаты
различают налоги срочные и периодические. Срочные - это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Периодические - это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки.