Направления совершенствования налогового планирования
Государственное налоговое планирование представляет собой совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих государственных органов управления, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала.
Налоговое планирование включает в себя три этапа. Первый этап - анализ исходных условий для разработки плана налоговых доходов, а также формирование прогнозов развития территории на перспективу. Второй этап - корректировка налоговой политики и разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления различных уровней. Третий этап - расчет сумм налогов, зачисляемых в бюджет всех уровней.
Различают текущее (оперативное, краткосрочное) и перспективное (среднесрочное и долгосрочное) налоговое планирование.
В процессе налогового планирования используются различные методы: математического моделирования, индексный, нормативный, экспертных оценок, балансовый и др.
Проведя анализ налоговых доходов федерального бюджета можно сделать следующие выводы:
Общий объем налоговых доходов за исследуемый период уменьшался, прежде всего, из-за экономического положения страны и наступившего осенью 2008 года финансового кризиса. Налоговые доходы в 2008 году составили 56,4% от общего объема доходов федерального бюджета, в 2009 году - 53,1%, а в 2010 году поступления составили 52,6%;
Основную часть налоговых поступлений в 2008 году обеспечили налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, налог на реализуемые и ввозимые товары на территории РФ и налог на прибыль (31,3, 43,85 и 14,55% соответственно);
Первое место в структуре налоговых доходов федерального бюджета в 2009 году занимают налог на товары, реализуемые на территории РФ и налог на товары, ввозимые на территорию РФ (32,3 и 22,9% соответственно). Второе место в структуре доходов занимают налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (25,8% от общего объема налоговых доходов). Третье место занимает единый социальный налог, который составляет 13,1% от общего объема налоговых доходов;
Основная часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2010 году была обеспечена поступлениями налога на товары, реализуемые на территории РФ и на товары, ввозимые на территорию РФ (60,6% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (32,2%) и налога на прибыль организаций (5,8%);1
1 2