Отраслевые особенности состава затрат морского транспорта
Финансово-экономические показатели работы судна базируются на производственных показателях и вытекают из них. Они устанавливаются экипажем судна, переведенным на коммерческий расчет.
Судовой коммерческий расчет представляет собой такой метод организации работ, когда результаты труда членов экипажа постоянно соизмеряются с затратами средств в денежном выражении, и вся команда судна борется за экономию расходов материалов, топлива, денежных средств, за снижение себестоимости перевозок и достижение высокого уровня рентабельности.
Финансово-экономические показатели работы транспортных судов повышают заинтересованность экипажей в их улучшении, эффективном использовании грузоподъемности и мощности судов, внедрении передовых методов организации труда и снижении эксплуатационных расходов.
Основными отраслевыми особенностями морского транспорта являются:
а) территориальная рассредоточенность и удаленность производственных объектов - транспортных единиц от органов управления;
б) транспортный процесс совершается одновременно с потреблением продукции и как следствие, на морском транспорте отсутствует незавершенное производство;
г) транспорт не создает готовой продукции, в транспортном процессе отсутствует сырье и основные материалы, что приводит к особой структуре себестоимости, где наибольший удельный вес занимают зарплата и топливо;
в) в затратах по перевозкам затраты по содержанию флота составляют более 90%;
В процессе эксплуатации расходы по содержанию судна называются эксплуатационными, они составляют наибольшую часть общей суммы затрат. Их величина зависит от типа и мощности судна, продолжительности эксплуатационного периода, цен на топливо, смазку и другие материалы, численности и должностных окладов членов экипажа, соотношения времени, затраченного на движение и стоянки, установленных норм амортизационных отчислений и других показателей.
Пароходство и командный состав флота должны быть заинтересованы в том, чтобы расходы по содержанию судна были как можно меньше.
Эксплуатационные расходы судна складываются из следующих статей затрат:
а) заработная плата (основная и дополнительная);
б) отчисления в общественные фонды потребления;
в) расходы на рацион коллективного питания;
г) расходы на топливо;
д) расходы на смазку;
е) стоимость навигационных материалов;
ж) расходы на износ малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря;
и) расходы на зимний ремонт;
к) расходы на навигационный ремонт;
л) расходы на зимний отстой;
м) амортизационные отчисления;
н) расходы на комплексное обслуживание флота;
п) судовые сборы на навигационное обслуживание;
р) прочие прямые расходы [20].
Затраты на материальные ресурсы в стоимостном выражении на морском транспорте составляют основной элемент эксплуатационных расходов и вследствие этого оптимизация их приобретает очень важное значение.
В составе эксплуатационных расходов значительную долю занимает такая статья затрат, как топливо. Стоимость топлива принимается в соответствии с нормами расхода топлива на ходу и стоянке, которые устанавливаются пароходством для каждого судна.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для таких отраслей, как транспорт, уменьшение издержек, в частности, при закупках топлива, - один из основных путей повышения рентабельности. Сокращение издержек при закупках топлива может достигаться при соблюдении экономии за счет структуры ресурсов; цен на топливо; условий покупки, поставок и платежа; структуры и состава поставщиков; объемов заказов, ритмичности их обеспечения.