Транспорт как объект логистической системы
Развитие логистики оказало существенное влияние на транспортную политику и структурные изменения в характере деятельности предприятий этой отрасли. В основе логистического подхода лежит единство материального, информационного и финансового потоковых процессов. Логистика представляет собой общую точку зрения - стратегическую, тактическую, операционную - на транспортное предприятие и его партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора.
Логистика дает возможность изучить внутреннюю структуру транспортной системы, выявить внутрисистемные взаимосвязи, взаимозависимости и оптимизировать их с учетом рыночных требований. Рассмотрение логистики как фактора, влияющего на повышение эффективности транспорта, предполагает наличие способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающего связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами бизнеса.
Транспортное предприятие отличает от промышленного предприятия, прежде всего его двойственная роль в функционировании логистических систем. С одной стороны, транспортное предприятие является элементом макрологистических систем, обеспечивающим связь между звеньями логистической цепи (продвижение материальных потоков), а с другой, транспортное предприятие - потребитель отдельных материальных потоков, конечное звено соответствующей логистической цепи. Транспортное предприятие выступает как внутрипроизводственная логистическая система, в которой преобразуются входящие материальные потоки (топливо, запасные части, агрегаты, шины и т. д.) в материальные услуги - транспортные. Данная двойственная роль транспортного предприятия не учитывается в работах по транспортной логистике [17].
Функционируя в условиях рыночной экономики, транспортные предприятия (как и другие участники процесса товародвижения) должны быть нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить следующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей и прочие.
Таким образом, благодаря транспорту, логистический процесс товародвижения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции) трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении.
Выделению транспорта в самостоятельную область применения логистики способствуют следующие основные факторы:
а) способность транспорта реализовать основную идею логистики - создать надежно, устойчиво и оптимально функционирующую систему: «снабжение - производство - распределение - потребление»;
б) неизбежность решения целого ряда сложных транспортных проблем при выборе каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в рамках логистической системы;
в) высокая доля транспортных издержек, максимальная величина которых достигает 50 % в общих логистических затратах на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции;
г) высокая доля транспортной составляющей во внешнеторговой цене товаров (особенно для стран с большими расстояниями перевозок);
д) наличие большого числа транспортно-экспедиционных предприятий, играющих большую роль в организации оптимальной доставки товаров, как во внутренних перевозках, так и в международных сообщениях [18].
С точки зрения кибернетического подхода транспортное предприятие представляет собой черный ящик, на входе которого ресурсы, а на входе транспортные услуги. Передаточная функция, то есть соотношение выходных и входных параметров, в конечном счете, и предопределяет его конкурентоспособность. Выходные параметры - выручка от реализации транспортных услуг - в значительной мере детерминированы внешней экономической средой. На такие показатели, как спрос на продукцию и равновесная цена, транспортное предприятие может влиять в весьма ограниченной степени. В большей степени зависит от транспортного предприятия эффективность использования ресурсов, снижение издержек [19].