Анализ рентабельности
Финансовые результаты деятельности организации характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Показатели рентабельности относятся к относительным показателям анализа финансовых результатов характеризующие относительную доходность или прибыльность работы предприятия. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования. Прежде всего это связано с тем, что рентабельность отражает полученный эффект по отношению к наличным и потребленным ресурсам [15, с. 127].
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
· рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);
· рентабельность производственных фондов;
· рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).
Рентабельность продукции [15, с. 128] показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на приобретение реализованной продукции (работ и услуг) или снижения затрат на приобретение при постоянных ценах, т.е. о снижении спроса на продукцию предприятия, а так же более быстрым ростом цен, чем затрат.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
· рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношения прибыли от реализации продукции на выручку от ее реализации (без НДС);
· рентабельность продаж по чистой прибыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС).
Расчет данных показателей представлен в таблице 3.8
Таблица 3.8 - Расчёт показателей рентабельности продукции
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Абсолютный прирост |
Темп прироста % |
1 Выручка от продажи товаров, тыс. руб. |
39506 |
43409 |
3903 |
10 |
2 Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
1825 |
2188 |
363 |
19,9 |
3 Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. |
1923 |
2416 |
493 |
25,6 |
4 Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
1639 |
2078 |
439 |
26,8 |
5 Рентабельность всей продукции, руб./руб. |
0,046 |
0,05 |
0,004 |
8,7 |
6 Рентабельность продаж по чистой прибыли, руб./руб. |
0,042 |
0,048 |
0,006 |
14,3 |