Анализ порога прибыли
Анализ порога прибыли (точки безубыточности) - это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, объема продаж (дохода), и прибыли. Основой анализа является классификация затрат по их отношению к объему производства на переменные и постоянные [20, с. 209].
Переменные затраты меняются прямо пропорционально изменению объема производства и сбыта продукции (затраты на сырье, материалы, электроэнергию на производственные нужды, заработную плату производственных рабочих). Эти расходы легко поддаются стандартизации и нормированию.
Постоянные затраты не зависят от изменения объема производства и сбыта продукции, а обуславливаются организационными условиями и продолжительностью отчетного периода, по окончании которого определяются финансовые результаты. Постоянные затраты включают амортизационные отчисления, оклады, которые нельзя отнести непосредственно к конкретным видам продукции, налоги, взносы, пошлины и другие общехозяйственные затраты.
Себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных производственных затрат. Постоянные расходы при этом полностью списываются за счет маржинального дохода отчетного периода, т.е. относятся на его уменьшение. Маржинальный доход (маржа) представляет собой разницу между выручкой от продаж и переменной себестоимостью и предназначен для возмещения постоянных затрат и получения прибыли. Фактически прибыль вместе с постоянными затратами понимается как маржинальный доход предприятия.
Зависимость между себестоимостью, объемом и прибылью используется для определения порога прибыли, или точки критического объема продукции, который необходимо произвести и сбыть, чтобы покрыть переменные и постоянные затраты за соответствующий период.
Порог прибыли (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации от реализации продукции равна всем его совокупным затратам, т.е. этот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка. Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то она терпит убытки, если - больше - получает прибыль.
Для вычисления порога прибыли используем метод маржинального дохода [20, с. 213].
При анализе финансовых результатов следует установить порог прибыли по всему объему реализуемой продукции в связи с необходимостью определения запаса финансовой устойчивости предприятия.
Порог прибыли (ПП) определяется как отношение суммы постоянных затрат (ПЗ) в себестоимости продукции к доле маржинального дохода (МД) в выручке от реализации (ВP) [20, с. 217]:
ПП = ПЗ / (МД / ВP) (3.7)
ПП2009 = 6471 / (8296 / 39506) = 30815 (тыс. руб.)
ПП2010 = 8230 / (10418 / 43409) = 34292 (тыс. руб.)
Запас финансовой устойчивости показывает, в каких пределах можно уменьшать объемы продаж товара, оставаясь при этом безубыточным.
Запас финансовой устойчивости в абсолютной сумме (ЗФУ) определяется как разность между суммой выручки от реализации и безубыточным объемом продаж (порогом прибыли) [20, с. 218]:
ЗФУ = ВP- ПП (3.8)
ЗФУ2009= 39506 - 30815 = 8691 (тыс. руб.)
ЗФУ2010= 43409 - 34292 = 9117 (тыс. руб.)
Запас финансовой устойчивости - это величина, показывающая превышение фактического объема продаж над пороговым объемом продаж, обеспечивающим безубыточность продаж, т.е. отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах.
Чем выше запас финансовой устойчивости, тем это лучше для предприятия.
Запас финансовой устойчивости в процентах вычисляется по формуле [20, с. 220]:
ЗФУ = [(ВP - ПП) / ВP] * 100 (3.9)
ЗФУ2009=(39506 - 30815) / 39506) *100 = 22 %
ЗФУ2010= (43409 - 34292) / 43409) * 100 = 21 %
Доля маржинального дохода в выручке от реализации в процентах вычисляется по формуле:
(МД / ВP) * 100 (3.10)
(МД / ВP) * 100 = (8296 / 39506) * 100 = 21 %
(МД / ВP) * 100 = (10418 /43409) * 100 = 24 %
Расчет порога прибыли и запаса финансовой устойчивости по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» представлен в табл. 3.7.
Таблица 3.7 - Расчет порога прибыли и запаса финансовой устойчивости
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Абсолютный прирост |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг , руб. |
39506 |
43409 |
3903 |
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
31210 |
32991 |
1781 |
3. Условно - постоянные затраты, тыс. руб. |
6471 |
8230 |
1759 |
5. Маржинального дохода, тыс. руб. |
8296 |
10418 |
2122 |
6. Доля маржинального дохода в выручке от реализации, % |
21 |
24 |
3 |
7. Порог прибыли, руб. |
30815 |
34292 |
3477 |
8. Запас финансовой устойчивости, тыс. руб. |
8681 |
9117 |
436 |
9. Запас финансовой устойчивости % |
22 |
21 |
-1 |
1 2