Факторный анализ прибыли от продаж
учёт доход рентабельность ликвидность
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов [16, с. 171]:
· объема реализации продукции (VРП);
· структуры (УДi);
· себестоимости (Сi)
· уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем реализации продукции может оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня средне реализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в таблице 3.5
Таблица 3.5 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
Абсолютный прирост |
1 Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
39506 |
43409 |
3903 |
2 Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
37681 |
41221 |
3540 |
3 Объем продаж, тн. |
1593 |
1629 |
36 |
4 Цена реализации, руб./тн., |
24800 |
26650 |
1850 |
5 Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
1825 |
2188 |
363 |
6 Себестоимость 1 тн., руб. |
23654 |
25304 |
1650 |
Прибыль от реализации в 2010г. выросла на 363 (2118 - 1825) тыс. руб. На это изменение оказали влияние следующие факторы:
Объем реализованной продукции.
Влияние объема реализации продукции определяется по формуле [16, с. 173]:
DПVРП = П0К1 - П0 = П0 (К1 - 1), (3)
где П0 - прибыль базисного года;
К1 - коэффициент роста объема реализации продукции;
К1 = С1,0 / С0, (4)
где С1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода;
1 2