Факторный анализ финансовых результатов
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Таблица 2.2 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.
Показатель |
Базовый период |
Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода |
Отчетный период |
Изменение (±) отчета по сравнению с базисом |
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В) |
27306 |
38011 |
38418 |
11112 |
Полная себестоимость реализованной продукции (С) |
27034 |
37632 |
42405 |
15371 |
Прибыль (П) |
272 |
379 |
-3987 |
-4259 |
Сравнивая сумму прибыли, предшествующего года и условную, рассчитанную исходя из фактического объема и ассортимента продукции отчетного года, но при ценах и себестоимости базового, узнаем, на сколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции ():
, млн.руб. (2.1)
Чтобы найти влияние только объема продаж, умножим сумму прибыли базового года на процент прироста объема реализации в оценке по себестоимости или в условно-натуральном выражении и результат разделим на 100.
Прирост объема реализации составил:
%, (2.2)
Влияние объема продаж на сумму прибыли ():
, млн.руб. (2.3)
Определим влияние структурного фактора (DП(стр.)):
(2.4)
, млн.руб.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической себестоимости реализованной продукции в отчетном году с условным показателем, рассчитываемым в ценах базового года:
, млн.руб. (2.5)
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки отчетного года с условной, которую предприятие получило бы за фактический объем реализации при ценах базового периода:
, млн.руб. (2.6)
Общее изменение суммы прибыли:
, млн.руб. (2.7)
В том числе за счет изменения:
Объема продаж тыс. руб.;
Структуры товарной продукции тыс. руб.;
Полной себестоимости тыс. руб.;
Цен реализации тыс. руб.
Баланс факторов
млн.руб.
Следует отметить, что наибольшее влияние на снижение прибыли оказало изменение полной себестоимости.
Динамика прибыли отчётного периода представлена в таблице П.В.1 приложения В.
1 2