Особенности финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса в Республике Башкортостан
Рассмотрим динамику изменения финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса в Республике Башкортостан: финансирование собственными средствами в 2007 г. увеличивается на 934 %, в 2008 г. уменьшается на 16 %, в 2009 г. увеличивается на 63 %, а в 2010 г. происходит снижение на 51 %; финансирование средствами федерального бюджета в 2009 г. увеличивается на 15 %, в 2010 г. на 4562 %; финансирование средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2008 г. происходит увеличение на 6233 % в 2009 г. снижается на 58 %, а в 2010 г. увеличивается на 4828%; финансирование средствами внебюджетных фондов в 2008 г. снижается на 48 %, в 2010 г. увеличивается на 709 %; финансирование иностранными инвестициями в 2010 г. увеличивается на 7 %; финансирование прочими средствами в 2007 г. увеличивается на 938 %, в 2008 г. на 1575, в 2009 г. снижается на 13 %. А в 2010 году происходит снижение на 93 %.
Рассчитаем средний коэффициент роста и темп роста:
Сравним финансирование инновационной деятельности в Российской Федерации и в Республике Башкортостан за 2009 г.:
. По собственным средствам в Республике Башкортостан на 3,49 % превышает, чем в Российской Федерации.
. По средствам федерального бюджета меньше на 90,86 % .
. По средствам бюджета субъектов и местных бюджетов меньше на 26,22 %.
. По средствам внебюджетных фондов на 237,5 %.
. По иностранным инвестициям превышает на 143,28 %.
. По прочим средствам превышает на 48 %.
Таким образом, удельный вес инновации в малом бизнесе выше, чем на крупных и средних предприятиях. Наблюдается рост финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса до 2009г, а в 2010 г. происходит снижение.
.3 Проблемы и перспективы развития финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса
Основными проблемами развития финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса являются:
отсутствие оформленного спроса на кредитные ресурсы со стороны инновационно - активных предприятий;
- концентрация инноваций на крупных предприятиях, получивших негативную кредитную историю в период конверсии;
- недостаточно эффективное управление, не позволяющее выделять инновационные проекты в рамках деятельности предприятия в отдельные бизнес - единицы;
- невысокий уровень консолидации кредитных организаций для преодоления распыленности средств и представления синдицированных кредитов для снижения рисков;
невыгодные условия кредитования инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.
Перспективы развития финансирования инновационной деятельности в малом бизнесе:
совершенствование методики оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом следующих факторов: особенности инновационного продукта; способность рынка поглотить потенциальный инновационный продукт;
- формирование кредитной кооперации, деятельность федеральных, региональных и некоммерческих организаций, поддерживающих инновации, Республиканскую целевую инновационную программу в Республике Башкортостан на 2008-2010 гг. и ряд смежных республиканских программ, деятельность девелоперских, инвестиционных компаний, деятельность по созданию венчурных фондов и компаний, кэптивных фондов.
- реализация государственной программы дифференцированной поддержки малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере с выделением целевых кредитных ресурсов, установлением льготных условий налогообложения;
- концентрация на банковских счетах и целевое использование амортизационных отчислений с эффективной системой санкций за нарушение режима их использования;
- разработка программы государственных гарантий инвестиций в основной капитал, особенно в наукоемкие отрасли;
- государственные гарантии целевых инвестиционных вкладов населения в банках или инвестиционных фондах для модернизации приоритетных производственных и инновационных предприятий;
- введение дифференцированного налогообложения финансовых инвестиций (льготное - для прямых, и повышенное - для портфельных);
- совершенствование механизма льготного налогообложения прибыли, включая сопоставление фактически полученных в ходе реализации инвестиционных программ и проектов результатов с ранее предусмотренными;