Финансирование малого бизнеса в условиях инновационного развития экономики
В современных условиях переход к инновационному развитию экономики и ее модернизация являются одним из ключевых факторов активизации экономического роста.
Внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса новых, передовых технологий, форм организации труда и управления особенно актуально в сфере малого бизнеса, поскольку именно малые предприятия выступают в качестве связующего звена между наукой и производством.
Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию организации управления производством. Одновременно малый бизнес, будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции, порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный научно-технический прогресс.
Вместе с тем осуществление активной инновационной деятельности в сфере малого бизнеса сдерживается рядом объективных и субъективных факторов.
Основные факторы, сдерживающие внедрение инноваций: отсутствие закона, регулирующего инновационную деятельность малых предприятий; недостаточная финансовая поддержка со стороны государства; высокая стоимость нововведений; низкий платежеспособный спрос на новые продукты; высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений; низкая востребованность малого инновационного бизнеса; отсутствие действенных финансовых механизмов и налоговых стимулов инновационной деятельности; трудности с получением банковских кредитов; сложности с получением помещений и их высокая арендная ставка; недостаточное количество квалифицированных кадров.
Бюджетное регулирование малого предпринимательства в инновационной сфере в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов должна основываться на взаимосвязи осуществляющих ее федеральных и региональных органов и выработке ими единой политики, адаптируемой в каждом конкретном случае к специфическим региональным условиям.
Малый бизнес может эффективно функционировать только в условиях хорошо налаженной инфраструктуры поддержки, включающей в себя информационные, консультационные, обучающие и другие структуры. Соответственно, государственная поддержка должна быть направлена именно в сферу малого бизнеса, поскольку малые предприятия располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности для наращивания нетрадиционного объема экспорта. Поскольку выживание малого бизнеса определяется его способностью чутко реагировать на нововведения, то могут появиться и сильные стимулы к инновациям. Достижение обеспечения интересов малого предпринимательства в инновационной сфере может быть реализовано в рамках решения на федеральном уровне также такой задачи, как совершенствование налоговой политики государственной поддержки в инновационной сфере. В условиях продолжающейся инфляции (несмотря на замедление темпов ее роста) налоговое время, испытываемое всеми предприятиями, особенно сильно в посткризисный период отразилось на предприятиях с длительным производственным циклом, в том числе на наукоемком производстве. На малых предприятиях материальные и временные затраты на НИОКР составляют весьма значительную долю в цикле охватывают разработку, внедрение, производство и доведение готовой продукции до потребления.
Для стимулирования инновационной активности субъектов малого бизнеса важная роль принадлежит одному из инструментов государственного регулирования налогам. Для расширения объемов налогового регулирования инвестиционной и инновационной активности субъектов малого бизнеса необходимо реализовать комплекс мер по совершенствованию налогового законодательства, в частности:
сократить количество налоговых льгот и вычетов, не имеющих социальной направленности и не связанных с научной и деятельностью, привлечь к уплате налогов организации, работающие денежными оборотами;
1 2