Проблемы финансирования учреждений здравоохранения
Актуальные проблемы сегодняшнего дня включают следующие вопросы:
· бюджетная модель финансирования здравоохранения в силу недостаточности выделяемых денежных средств не покрывает потребности населения в гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи, определенном законодательством республики;
· снизилась доступность медицинской помощи для большинства населения и качество предоставляемых услуг;
· присутствует замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами из-за отсутствия четкого разграничения между гарантированным объемом и медицинскими услугами, оказываемыми гражданам на платной основе;
· не разделены "покупатель" медицинских услуг (кто оплачивает) и "поставщик" медицинских услуг (медицинские организации);
· невозможность получения гражданами бесплатной медицинской помощи вне места постоянного проживания;
· отсутствует единая тарифная политика за предоставляемые медицинские услуги.
В этой связи, в целях построения оптимальной организационной структуры и модели финансового обеспечения здравоохранения, гарантирующей доступность и качество медицинского обслуживания, предлагаются три уровня финансирования:
· первый уровень - гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, финансируемый из государственного бюджета;
· второй уровень - обязательное медицинское страхование;
· третий уровень - добровольное медицинское страхование услуг, не предусмотренных в гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи и программе обязательного медицинского страхования, а также платные услуги.
Накопившиеся проблемы требуют радикального пересмотра подходов к управлению отраслью здравоохранения.
На развитие системы здравоохранения влияет целый комплекс факторов, напрямую связанных с проблемой финансового обеспечения и эффективного управления.
Острая недостаточность бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, накладывает существенный отпечаток на бюджетирование сферы здравоохранения, т.е. на процедуру расчета объема бюджетного финансирования и принятия решений об утверждении бюджетных расходов по этой статье.
В последние годы хотя и отмечается увеличение объема государственных расходов на систему здравоохранения, но и их еще далеко недостаточно.
Решение основной проблемы финансирования системы здравоохранения можно решить тремя путями:
. Увеличение расходов бюджета, как республиканского, так и местных.
Этот путь труднореализуем, особенно на местном уровне, поскольку решение о размере бюджета принимается бюджетной комиссией, а не органами здравоохранения, осознающими реальные потребности в финансировании.
. Трансферты. Целевое их назначение не позволяет изменять направление их движения. Трансферты решают вопросы закупок оборудования для больниц и капитального строительства. Вопросы же предоставления элементарной медицинской помощи решаются силами местных бюджетов.
. Повышение эффективности расходов на здравоохранение. Учитывая специфику бюджетного процесса и хроническую ограниченность ресурсов, надо полагать, что только системный подход и использование всех намеченных путей решения позволит получить желаемый результат.
В секторе здравоохранения имеется ряд фундаментальных проблем. Так, отрасль здравоохранения нуждается в дополнительных вложениях, особенно в развитие первичной медико-санитарной помощи. Финансирование ГОБМП, несмотря на ежегодное увеличение (с 64,8 млрд. тенге в 2003 г. до 464,1 млрд. тенге в 2009 г.), также нуждается в дополнительных расходах. Ключевые проблемы связаны не только с недостатком ресурсов, но и с низкой эффективностью их использования, то есть на сегодняшний день управление и финансирование здравоохранения ориентировано на поддержание мощности сети, а не на эффективность.
Недостаточно используются эффективные механизмы финансирования ПМСП ввиду отсутствия финансирования на стимулирующие выплаты (44%); несовершенства нормативной правовой базы, отсутствия юридических механизмов (25%); слабой подготовки менеджеров здравоохранения (6%).
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года" утверждена Правительством Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазахстан" на 2011 - 2015 годы.
Целью программы является улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны.
На реализацию Программы в 2011 - 2015 годах объемы будут дополнительно направлены средства финансирования республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы составят 359358,9 млн. тенге.
По годам |
Всего |
Республиканский бюджет |
Местный бюджет |
Другие источники |
2011 г. |
65 262,7 |
64 700,3 |
562,4 | |
2012 г. |
79 966,9 |
75 312,1 |
454,8 |
4 200 |
2013 г. |
74 059,4 |
69 367,9 |
491,5 |
4 200 |
2014 г. |
79 086,1 |
74 290,5 |
595,6 |
4 200 |
2015 г. |
81 983,8 |
72 926,0 |
657,8 |
8 400 |
Итого |
380 358,9 |
356 596,8 |
2 762,1 |
21 000 |
1 2