Изучение состояния и методов финансового планирования на предприятии, в т. ч. и внутрифирменного

Предприятие использует разные подходы к составлению плановых расчетов за трат на производство и сбыт продукции. В РФ при планировании затрат, как правило, ориентируются на возможности выпуска продукции, исходя из имеющихся производственных мощностей и ресурсов предприятия, т.е. практически не учитывается емкость рынка. В этом случае количество реализуемой продукции определяют путем суммирования остатков товарной продукции на начало года с объемом выпуска в планируемом году и вычета продукции, используемой во внутрихозяйственном обороте и переходящей в качестве остатков на будущий год.

Для планирования производственных затрат при традиционном подходе организации, как правило, используют калькуляционный метод.

Цель составления плана затрат на производство при использовании любого метода - исчисление себестоимости производимой, а в последующем - полной себестоимости реализуемой продукции. Очередность плановых расчетов, связанных с определением полной себестоимости реализуемой продукции, при калькуляционном методе следующая:

. Составляют план (смету) производственных расходов растениеводства, животноводства, промышленных и вспомогательных производств. Для этого используют соответствующие таблицы внутрифирменного бизнес-плана. По каждому виду продукции и отрасли производства затраты подсчитывают путем суммирования экономических элементов затрат. Для расчета издержек по каждому элементу применяют нормы, тарифы (оплаты труда, отчислений на социальные нужды) и т.п. На основе этих затрат и объемов выпуска продукции исчисляют производственную себестоимость единицы продукции (работ, услуг).

. Составляют план (смету) затрат незавершенного производства по отраслям на конец планируемого года. Его сопоставление с фактическими затратами незавершенного производства на начало года позволяет определить их прирост или снижение за год.

. Составляют смету расходов будущих периодов, позволяющую рассчитывать их рост или снижение за планируемый год.

. Определяют производственную себестоимость общего выпуска продукции в планируемом году. В этой оценке (по производственной себестоимости) продукцию используют во внутрихозяйственном обороте. Используют также сводный и сметный методы.

. Рассчитывают общую величину производственных затрат приходящуюся на реализуемую продукцию. Необходимость от дельного расчета обусловлена тем, что в планируемом году мо гут продаваться товарные остатки, перешедшие с прошлых лет, а часть товарного выпуска планируемого периода остается нереализованной.

. Исчисляют расходы по реализации продукции. Используют метод прямого счета (сложение плановой заработной платы лиц, выполняющих указанную работу, отчислений на социальные нужды, амортизации, представительских расходов и т.д.) или упрощенный метод - по опыту прошлого года (путем умножения фактических расходов по реализации в отчетном году на коэффициент роста или снижения объема продаж в планируемом году по сравнению с отчетным).

. Определяют полную себестоимость реализуемой продукции (общей суммой и в расчете на единицу продукции) путем суммирования производственной себестоимости реализуемой продукции и расходов на ее продажу. Умножив себестоимость единицы на количество реализуемой продукции за определенный период времени (по каналу реализации), можно определить полную себе стоимость реализуемой продукции за месяц, квартал, год, а также по каналам реализации.

Себестоимость реализуемой продукции, как правило, не зависит от направлений сбыта. Но при постоянном выпуске и реализации продукции она различна по периодам года. Поэтому для расчета прибыли за месяц (квартал) необходимо ежемесячно исчислять производственную и полную себестоимость постоянно производимой и реализуемой продукции. Для этого можно использовать разные приемы: индексацию отдельных элементов затрат (материалов, оплаты труда и т.д.) на разные темпы их удорожания или индексацию производственной себестоимости единицы продукции на средний темп инфляции за соответствующий период.

В настоящее время широко используют рыночный подход к планированию затрат на производство и реализацию продукции. Он основан на исчислении затрат, приходящихся на возможный объем продаж. В этом случае прогнозирование объемов выпуска продукции и затрат осуществляют на основе спроса на товар: прежде всего принимают в расчет емкость рынка, а затем изменение производственной мощности с учетом возможности.

Перейти на страницу:
1 2 3

joomla template