Сферы применения и этапы финансовых прогнозов
Процесс разработки финансового плана можно представить в следующем виде:
* оценка экономических проблем;
* формулирование целей и разработка комплекса мер;
* подготовка прогнозов для отдельных секторов (отраслей) экономики;
* анализ целесообразности дополнительных ресурсов, потребности в них и определение их источников.
Система финансов должна обеспечить расходы на производство валового внутреннего (национального) продукта Y в виде средств на потребление. С, инвестиций I, государственных закупок G, расходов на торговлю с внешним миром (чистый экспорт Е - М), т.е.
Y = C + I + G + (E-M)
На базе ориентированных целей и мероприятий можно осуществить прогноз макроэкономических параметров на рассматриваемый период.
Изучение динамики показателей, определение мер и целей, разработка планов с учетом внутреннего состояния экономики и внешнеэкономических перспектив, рассмотрение планов отдельных отраслей и их взаимоувязка, установление предельных значений денежных ограничений - все это непрерывная цепь итераций по разработке оптимального варианта финансового плана в целях обеспечения воспроизводственных процессов в экономике.
Основные этапы прогнозирования:
Определение назначения и целей прогноза. При этом задают необходимый уровень подробности (по региону, товару и пр.), обоснованный объем ресурсов, затрачиваемый на прогнозирование (стоимость программного обеспечения и пр.), точность.
Выбор продолжительности прогнозирования: краткосрочный или долгосрочный, или более точно, например, на следующий год или на следующие три года.
Выбор метода прогнозирования.
Сбор релевантных данных и прогнозирование.
Определение всех допущений, которые лежат в основе прогноза, и их анализ.
Проверка прогноза на применимость, для чего разрабатывают систему оценок. Если прогноз недостаточно адекватен, следует вернуться к этапу 1.
Этапы прогнозирования показаны на рис.2. Многие менеджеры, занимающиеся финансовым планированием, обращаются за помощью к третьим лицам.
На Западе растет отрасль бизнеса, компании которой специализируются на подготовке макроэкономических и отраслевых прогнозов для корпораций-заказчиков. Более того, самые сильные прогностические экономические центры за рубежом, как правило, встроены в бизнес в виде аналитических отделов крупнейших компаний и инвестиционных банков. Отечественная школа конъюнктурного макроэкономического и отраслевого прогнозирования только зарождается. Начинают формироваться весьма профессиональные отделы некоторых ведущих российских банков, инвестиционных компаний и передовых корпораций из реального сектора экономики. Однако на сегодняшний момент их очень мало - не более двух десятков. Между тем бизнесу важно ориентироваться в макроэкономике уже сегодня.
2. Виды основных финансовых прогнозов
1 2