Сущность и роль финансового прогнозирования
. Определенность, при которой установленные показатели и другие условия должны быть конкретизированы по величине и срокам выполнения, обоснованными и реализуемыми.
. В плане должны быть четко определены цели и задачи. План оформляется в виде специального документа. После его принятия соответствующим органом управления начинается организационная работа по практической реализации плана. Исключительно важно при этом обеспечить полное и скоординированное выполнение предусмотренных действий всеми участниками процесса, так как любое отклонение в каком-либо из звеньев технологической цепи скажется на последующем и в целом на конечном результате, т.е. в итоге не будет реализована поставленная задача.
Прежде чем приступить к процессу планирования, как правило, проводится предварительный анализ тенденций развития рассматриваемого объекта, разрабатываются возможные варианты хода процесса при изменении внешних и внутренних факторов в каких-то пределах, с тем, чтобы предложить для дальнейшего выбора один из них или несколько наиболее обоснованных. Данные функции обычно реализуются через прогноз.
Наряду с категориями '"прогноз" и "план" широкое распространение имеют и ряд других: мероприятие, программа, концепция. Имея общую экономическую природу, каждая из них часто выступает составной частью прогноза или плана, в то же время сохраняя и свою самостоятельность .
Мероприятие - намеченная к реализации конкретная мера воздействия для решения поставленной задачи. Как правило, носит локальный характер и выступает в качестве составной части прогноза, плана или аналогичных им экономических категорий. В то же время иногда употребляется и в более широком самостоятельном смысле (внедрение в масштабах предприятия, отрасли и нового хозяйственного механизма и др.).
Роль финансовых прогнозов
Практическое проявление роли финансового прогнозирования находит свое отражение в следующем. Крупные народнохозяйственные комплексы (холдинг-компании), а также предприятия, банки, финансовые рынки во многом ориентируются на величину изменения финансовых показателей потоков в хозяйстве, связанных с бюджетной системой страны. Бюджетная система, особенно на региональном уровне, не свободна от учета широты и финансовой мощи частно-коммерческого бизнеса, возможностей увеличения или снижения им (и не только им) объема денежных потоков на данной территории.
Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика промышленного и торгового, частного и акционерного, финансового и банковского капитала прямо или косвенно, жестко или опосредованно ориентируется и зависит, формируется и проводится исходя из объявленных текущих и прогнозируемых действий государства, его финансовой и кредитной систем, точности по срокам и полноты по объемам выполнения бюджетных и кредитно-денежных обязательств коммерческих банков, вероятности изменений налоговой, учетной, экспортно-импортной и таможенной среды. Вот почему проблемы финансового прогнозирования на уровне государства и регионов, тесно связанные с денежно-кредитным оборотом, выходят далеко за рамки вопроса о формировании бюджетов. Они фактически во многом определяют общий тонус деловой активности, относительную стабильность, а часто и конкретные параметры сделок на центральных и региональных рынках товаров, услуг и капиталов.
Центральная проблема подготовки сводного прогноза параметров финансов страны и осуществления финансового планирования на предприятиях состоит в отсутствии приемлемой базы данных прошлого, служащих основой для любого прогноза. Это важнейший объективный, на наш взгляд, фактор, сдерживающий эффективное финансовое прогнозирование в стране как в сфере централизованных, так и децентрализованных финансов. Дело в том, что существующие и применяемые в прогнозировании отчеты об исполнении бюджета не отражают в полной мере многообразных и постоянных изменений в соотношении секторов хозяйства, ценах, инфляции и других факторов. К тому же представительный ряд базовых для финансового прогнозирования основных финансово-экономических показателей, сопоставимых по принципу однотипности системы рыночных отношений, сегодня чрезвычайно мал и исчисляется фактически семью годами начиная с 1992 года.
Кроме того, надо учесть и то обстоятельство, что и эта минимальная база, в сущности несопоставима, поскольку в основных финансово-экономических показателях по годам представлена разная структура общественного производства и потребления.
Таким образом, прогнозные оценки параметров бюджетов объективно не могут сегодня опереться на достоверность сложившихся средних тенденций социально-экономического развития.
Последовательный учет инфляции в финансовых прогнозах основывается на принципе, что рубль сегодня дороже рубля завтра. Прогнозирование денежных потоков с учетом уровня инфляции представляет собой одну из первейших задач бюджетного прогнозирования. Бюджетная система исполняет доходную часть своих бюджетов в фактически действующих в бюджетном году ценах, т. е. в номинальных денежных потоках. Составляются же эти бюджеты на предстоящий год в реальном выражении, те в текущих рублях. При прочих равных условиях уровень инфляции, который нужно учесть при бюджетном прогнозировании, может быть представлен как фактическая разница между номинальными и реальными потоками денежных средств в году исполнения бюджета. Между тем при разработке бюджетов страны за все годы реформ не всегда полностью учитывали уровень инфляции, что позволяло несколько улучшать фактическую сбалансированность его доходов и расходов против утвержденной. Такое бюджетное резервирование не способствует повышению качества прогнозирования, подчас выводя его за пределы действительной базы бюджетных проектировок.