Анализ производственно-финансового левериджа
Во-вторых, в практической плоскости платежеспособность имеет определенный приоритет перед ликвидностью. Имеется в виду, что поставщики и другие кредиторы прежде всего заинтересованы в том, чтобы предприятие исправно расплачивалось по своим текущим обязательствам. Какие источники и процедуры для этого используются - выручка, полученная от плановой продажи продукции, сокращение нормативов запасов, использование страховых запасов, вынужденная распродажа части имущества и др. - по большому счету не интересует кредиторов.
С позиции кредиторов некритическая оценка ликвидности и платежеспособности контрагента сопряжена с риском, как минимум, временной утраты собственной платежеспособности и косвенных потерь от снижения оборачиваемости собственных оборотных средств. Ликвидность и, особенно, платежеспособность - динамичные характеристики деятельности предприятия, тогда как публичная бухгалтерская отчетность как основа информационной базы внешнего финансового анализа в большей степени ориентирована на обоснование решений стратегического и тактического характера. Поэтому возможности данных бухгалтерской отчетности как свидетельства устойчивости приемлемой ликвидности и платежеспособности весьма условны. Тем не менее отчетность, безусловно, полезна и в этом смысле, причем ее следует использовать как на этапе заключения договора с потенциальным контрагентом, так и периодически - по мере ее публикации.
Можно сформулировать отдельные правила снижения риска оценки платежеспособности контрагента, придерживаться которых рекомендуется не только на этапе заключения договора с потенциальным контрагентом, но и в ходе реализации договоров:
· постараться получить информацию о платежной дисциплине у контрагентов (поставщиков) данного предприятия;
· проанализировать динамику основных показателей ликвидности по балансам за ряд периодов и сравнить их с нормативами (среднеотраслевыми или внутренними); если значения коэффициентов ликвидности близки к критическим, такой контрагент рисков;
· убедиться в отсутствии просроченной кредиторской задолженности (в динамике);
· рассчитать показатели оборачиваемости и продолжительности операционного и финансового циклов у потенциального контрагента и сравнить их со среднеотраслевыми и/или внутрифирменными нормативами;
· продумать систему скидок, которые можно предложить данному контрагенту;
· продумать систему контроля за исполнением клиентом платежной дисциплины, включая санкции за ее нарушение;
· установить период адаптации отношений с контрагентом, в течение которого контроль за исполнением платежной дисциплины должен быть особенно тщательным;
Приведенная система мероприятий является по своей сути совокупностью аналитических процедур, хотя и жестко неформализованных. Главное в этой системе - порядок и регулярность.
Заключение
В современных условиях ведения бизнеса становится очевидным, что предприятия и компании для выживания и сохранения долгосрочной конкурентоспособности должны постоянно корректировать свою деятельность с учетом требований окружающей действительности. Новые условия ведения бизнеса предполагают постоянную готовность к переменам. Организация должна обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры бизнеса, оперативно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения.
В первой главе данной работе были рассчитаны финансовые результаты деятельности предприятия, из которых можно сделать вывод, что:
большую часть активов составляет внеоборотный капитал;
фондоотдача предприятия увеличилась, что является положительной тенденцией для компании;
большую долю в структуре себестоимости занимает оплата труда;
темпы роста активов примерно равны темпам роста продаж;
в структуре активов большую долю составляют денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
Во второй главе проведен анализ финансовой устойчивости предприятия, в результате которого можно сделать выводы, что:
коэффициент быстрой ликвидности показал, что фирма не способна за короткий срок погасить кредиторские задолженности, требующие немедленного погашения.
в то же время оценка финансового показателя говорит об не устойчивом финансовом состоянии предприятия.
В третьей главе проведен анализ мер по улучшению деятельности предприятия ОАО "Промсвязьбанк".