Пути решения проблем сбалансированности бюджета
Проблема сбалансированности бюджета является актуальной для любого государства. Особо она обострилась в период мирового финансово-экономического кризиса, когда произошел спад мировой экономики и доходы бюджетов резко сократились.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 гг. была обозначена необходимость достижения макроэкономической стабильности, предусматривающей сбалансированность бюджетов бюджетной системы.
Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации бюджеты бюджетной системы Российской Федерации могут быть утверждены с дефицитом или профицитом. При утверждении бюджета с дефицитом органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны установить источники его финансирования. Дефицит бюджета не является чрезвычайным явлением для страны, а в небольшом объеме даже необходим для экономического роста. Но органы государственной власти и органы местного самоуправления должны исходить из принципа его минимизации. С этой целью в Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст 92, 92.1) закреплены следующие ограничения:
ü Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размера на нефтегазового дефицита федерального бюджета;
ü Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений;
ü Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Требования к уровню дефицита бюджета дифференцируются для отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях, имеющих высокий уровень межбюджетных трансфертов. Так, для субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации дефицит бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего объема безвозмездных поступлений.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации с 1.01.2009 г. субъекты Российской Федерации вправе создавать Резервные фонды, средства которых могут быть направлены на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации в случае недостаточности его доходов.
Данные фонды могут создаваться для целей: обеспечения финансирования расходов в период сезонного сокращения доходов бюджетов; компенсации снижения доходов бюджета субъекта Российской Федерации в связи с рецессией; финансирования значимых расходов субъекта Российской Федерации.
Таким образом, резервные фонды могут выступать активным инструментом сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Между тем он не нашел должного применения до настоящего времени.
Создание резервных фондов позволит субъектам Российской Федерации самостоятельно выходить из кризисных ситуаций и обеспечить стабильность исполнения расходных обязательств.
Создание резервного фонда будет эффективным, если его средства приносят доходность. Субъектам Российской Федерации разрешено размещать временно свободные средства только на банковских депозитах, с учетом ограничений, уставленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Помимо вопроса создания резервного фонда для субъектов Российской Федерации, стоит вопрос привлечения кредитов кредитных организаций. Данные кредиты являются источниками финансирования дефицита бюджета, сопровождаются повышенным уровнем расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга. Средне взвешенная ставка по кредитам кредитных организаций за 2009 г. составила 12-14%, по отдельным кредитам ставки могли составлять 20-22%, при этом срок предоставления кредитов варьировался от 60 до 1000 дней. Таким образом, представляется целесообразным сокращать объем кредитов кредитных организаций в общем объеме источников финансирования дефицитов бюджетов субъектов и местных бюджетов, либо привлекать кредитные ресурсы на наиболее выгодных условиях, используя практику проведения конкурсов среди кредитных организаций.
Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в условиях ряда неурегулированных проблем финансового и институционального характера:
o сдержанное участие резервных фондов субъектов Российской Федерации в обеспечении сбалансированности соответствующих бюджетов;
o отсутствие реальных мер ответственности за нарушение ограничений в утверждаемом уровне дефицита бюджетов;
o отсутствие институциональных единиц, обеспечивающих управление источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
1 2