Структура государственных расходов России
Государственные расходы играют важную роль в экономике, служат воспроизводству экономических и социальных отношений, дополняют и корректируют рыночный механизм, который может давать сбои, облегчают передачу рыночных сигналов, способствует координации действий рыночных субъектов, а также смягчают дифференциацию социальных групп, свойственную рыночному хозяйству.
Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
) по своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и с содержанием непроизводственной сферы. Такое разграничение позволяет более детально анализировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития общества.
) по функциональному назначению - на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга.
Рассмотрим расходы Федерального бюджета Российской Федерации на 2009 г. Данные приведены в таблице №1 (см. Приложение 3)
Как следует из таблицы, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат:
государственная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;
финансирование:
социально-культурных мероприятий,
обороны страны,
правоохранительной деятельности,
международного сотрудничества,
погашение и обслуживание государственного долга;
финансовая поддержка регионов.
Из всех расходов одним из самых значимых по структуре расходов федерального бюджета России относятся расходы на национальную оборону (12-14%)
Рассматривая военные расходы, различают прямые и косвенные затраты. В состав прямых военных расходов в федеральном бюджете РФ входят следующие расходы:
расходы на содержание армии и флота - выплата денежного довольствия военнослужащим, заработной платы персоналу, затраты на боевую спортивную подготовку и т.д.;
расходы на закупку вооружений и военной техники;
расходы на капитальное строительство;
затраты на НИОКР;
расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащих;
затраты на покрытие части РФ в общих военных расходах государств-участников СНГ.
Косвенные расходы на оборону, как и в других государствах, включают в себя выплату пенсий ветеранам Вооруженных сил и их семьям, выплаты процентов по военным долгам и т.д.
Главными целями реформы системы финансирования бюджетных расходов на национальную оборону в России являются обеспечение обороноспособности при эффективности расходов, создание механизмов контроля, в том числе гражданского, повышение социальной обеспеченности военнослужащих.
Особое место в расходных частях бюджета занимают расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга. В расходной части бюджета современной России эти расходы занимаю второе место (после социальной сферы), удельный вес которых в федеральном бюджете за 2007 г. составил - 8,6 % от всех расходов государственного бюджета. Это нельзя назвать эффективным и рациональным вложением государственных средств. Приоритетным направлением в области управления государственным долгом Российской Федерации является снижение долгового бремени на экономику страны и расходов федерального бюджета, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга РФ, с учетом графика платежей, и направлением высвобождающихся средств на социально-экономическое развитие, достижение оптимального соотношения между объемами внутреннего и внешнего долга РФ.
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий (12-15%). Это затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. Приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения. Гарантируется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных прав - на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., данные расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного состава трудовых ресурсов, созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.
В расходы на народное хозяйство главное место занимают отчисления в отрасли сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и некоторые другие отрасли.
1 2