Функции финансов предприятия
Недостаточность денежных средств или невозможность их получить по доступной цене - основная причина неудач в бизнесе. В то же время финансовые результаты предприятия в значительной мере зависят от того, чему на каждом и конкретном этапе своего развития предприятие отдает предпочтение - ликвидности или рентабельности. Совершенно очевидно, что нацеленность на увеличение рентабельности, как правило, повышает риск возникновения неплатежеспособности и, следовательно, снижения ликвидности. И наоборот, повышение ликвидности обратно пропорционально рентабельности.
В то же время при умелом управлении финансами первичным должно быть обеспечение ликвидности предприятия на основе точной сбалансированности потребности и наличия денежных средств в обороте. Это дает возможность повысить рентабельность при следующих условиях:
Если сбалансированность обеспечивается за счет привлечения дополнительных собственных средств, возникающая стабильность ситуации позволяет предприятию компенсировать это за счет уменьшения расходов на штрафы, пени и другие выплаты, повысить престижность фирмы, расширить круг своих клиентов.
Если в результате сбалансированности потребности и наличия денежных средств происходит их высвобождение, они могут быть использованы на другие цели, приносящие доходы.
Если сбалансированность происходит в результате сокращения запасов и затрат, другого имущества предприятия, это также ведет к высвобождению денежных средств, к сокращению неплатежей, к улучшению структуры баланса предприятия.
При снижении ликвидности в результате разбалансированности потребности и наличия средств предприятие должно учитывать возможные риски в трех случаях.
.Повышается риск неплатежеспособности предприятия, что ведет к осложнению его отношений с другими предприятиями, банками, бюджетом.
.Сокращение объемов предоставляемого покупателям и заказчикам коммерческого кредита и связанной с этим отсрочки платежа ведет, как правило, к потере части покупателей и заказчиков и соответственно к уменьшению выручки от реализации. При этом если предприятие будет ориентироваться в этом деле на наиболее крупных покупателей, которых немного, и отказывать в отсрочке мелким покупателям, число которых больше, увеличивается риск несвоевременной оплаты.
. Уменьшение объемов запасов и соответственно объемов готовой продукции также увеличивает риск уменьшения выручки от реализации в связи с отсутствием готовой продукции на складе.