Сущность и виды корпоративных ценных бумаг
Сравнительная характеристика акций и облигаций дана в табл.1.2.
Таблица 1.2 - Сравнительная характеристика акций и облигаций
Критерии сравнения |
Виды ценных бумаг | |||
обыкновенные акции |
приаилегированные акции |
облигации предприятий |
государственные облигации | |
Риск |
Высокий (для новых предприятий очень высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
Доходность |
Высокая (для новых предприятий очень высокая) |
Средняя |
Ниже среднего |
Низкая |
Потенциал роста курсовой стоимости |
Высокий (для новых предприятий очень высокий |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий |
Колебания доходности и курсовой стоимости |
Высокий уровень колебаний (для новых предприятий очень высокий) |
Средний уровень колебаний |
Уровень колебаний ниже среднего |
Низкий уровень колебаний |
Компании прибегают к размещению облигационных займов, когда у них возникает потребность в дополнительных финансовых ресурсах. По сравнению с другими способами финансирования (заимствованием денежных средств в виде кредитов, выпуском акций) выпуск корпоративных облигаций имеет ряд преимуществ для эмитента.
Во-первых, в большинстве случаев облигации можно рассматривать как дешевую альтернативу банковским кредитам. Компания-эмитент сама устанавливает приемлемую плату за используемые денежные ресурсы. Во многих странах создаваемая система налогообложения стимулирует использование эмиссии корпоративных облигаций в качестве способа финансирования.
Во-вторых, привлечение финансирования через корпоративные облигации не несет угрозы вмешательства в капитал, поскольку облигационеры не участвуют в управлении компанией и не обладают правом голоса при принятии решений, касающихся деятельности эмитента.
В-третьих, ресурсы, в отличие от банковских кредитов, как правило, привлекаются на более длительный срок. В экономически развитых странах выпускают корпоративные облигации со сроком 10-15 лет, в некоторых случаях до 30 лет.
Экономические интересы эмитента и инвестора на рынке могут быть прямо противоположны. Это следует учитывать при оценке финансовых возможностей облигаций (табл.1.3).
Таблица 1.3 - Финансовые возможности облигации
Эмитент |
Инвестор (владелец облигации) |
1 |
2 |
Преимущества: -способ привлечения денежных ресурсов; -возможность установления процентов и сроков привлечения средств; -невысокое налогообложение; -сохранение контроля над управлением компании |
Преимущества: -возврат вложенного капитала; -фиксированный доход; -ликвидность (возможность перепродажи на вторичном рынке); -возможность конвертации; -первоочередные в сравнении с акциями, получение дохода и возврат номинальной стоимости |
Недостатки: -обязательства по возврату капитала и выплате процентов; -необходимость обеспечения облигационного займа; -строго фиксированные сроки погашения и выплаты дохода; -увеличение удельного веса заемных средств в структуре капитала; -издержки, связанные с размещением и обслуживанием облигационного займа |
Недостатки: -наличие риска по корпоративным облигациям; -отсутствия возможности участия в управлении компанией эмитента; -ограничения прав облигационера условиями займа |
Таким образом, корпоративные ценные бумаги - это ценные бумаги, эмитентами которых выступают акционерные общества, предприятия и организации других организационно-правовых форм. Основными корпоративными ценными бумагами являются акции и облигации. Акция - это ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца на долю в собственных средствах акционерного общества; на получение дохода от деятельности АО; как правило, на участие в управлении и на долю имущества при ликвидации общества. Облигация - долговое обязательство, в соответствии с которым заемщик гарантирует кредитору выплату определенной суммы по истечении определенного срока и выплату дохода в виде фиксированного или плавающего процента.
1 2