Франчайзинг - инновационный инструмент в России
Решение многих экономических проблем в РФ требует новых экономических механизмов, одним из которых является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого инновационного бизнеса, поскольку дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.
Рассмотренные проблемы в пункте 2.2 нельзя анализировать изолированно, они тесно связаны и оказывают серьезное влияние друг на друга. Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых. Развитие правового обеспечения франчайзинга требует опять-таки решения экономических проблем и дополнительных издержек на совершенствование правовой базы и разработку «обходных» правовых схем. Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми. Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами. В первую очередь он опасается банкротства, которое может быть вызвано действиями франчайзера. Но именно правовая составляющая должна успокоить франчайзи: он владелец своего предприятия, юридическое лицо, что должно подтверждаться необходимыми юридическими процедурами. При обращении к российской практике в последние два года отчетливо видна тенденция к развитию франчайзинга с широким распространение в рознице. ( см. Приложение №2, рис. 1) В среднем на франчайзеров приходится, по данным РБК, не более 10% от всего оборота бренда. Лидером по этому направлению считается «Пятерочка» - с показателем около 40%.
Основные проблемы франчайзинга в России, как уже отмечалось, в настоящее время концентрируются в области права.
В результате у предпринимателей будет достаточная нормативная база для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров. Учет этих положений позволит ускорить процесс распространения инновационных товаров на рынках России, в целом сократить расходы предпринимателя-инноватора на рыночную инфраструктуру.
В нормативных актах, регулирующих право интеллектуальной собственности и ответственность за ее нарушение, обязательно должны учитываться франчайзинговые схемы, что в настоящее время просто отсутствует.
Для участников франчайзинговых систем имеет смысл ввести льготный режим налогообложения. Это обусловлено тремя причинами:
• отсутствием в России широко известных торговых марок и брэндов, привлекающих потенциального потребителя. Формирование подобных брэндов требует больших затрат, что снижает эффективность франчайзинговых систем;
• увеличенными издержками франчайзи, для которых очень значительными являются и роялти, и паушальные платежи, а также отчисления в централизованный рекламный фонд;
• обязательность соответствия внешних форм и принципов работы (униформа, интерьеры и т.д.).
Эти затраты, особенно в период раскрутки отечественных торговых марок, не позволят франчайзинговым системам конкурировать с традиционными системами производства и сбыта товаров. Через несколько лет работы по франчайзинговым схемам качественные и узнаваемые российские товары, вероятно, безболезненно смогут преодолевать эти издержки.
Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны, франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. В настоящее время франчайзинг получил чрезвычайную популярность в развитых странах Популярность франчайзинга объясняется его значительными положительными качествами. Бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более надежным бизнесом по сравнению со свободным малым предпринимательством в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован и является частью системы или цепи франчайзинга.