Виды бюджета
Классификация бюджетов в организации имеет такую форму:
Долгосрочные (от полугода до 1 года) и краткосрочные (неделя, 10 дней, месяц, квартал). При этом долгосрочные бюджеты являются первичными по отношению к краткосрочным, потому что именно на их основе составляется краткосрочный бюджет. Однако управляем предприятием мы через бюджет краткосрочный, потому что именно он дает нам критерии для принятия текущих решений, и на основании анализа именно его исполнения мы принимаем решения о корректировке долгосрочных бюджетов или даже целей компании. Поэтому в дальнейшем под «бюджетным управлением» мы будем понимать управление предприятием посредством или при помощи краткосрочных бюджетов. Долгосрочный бюджет не может быть слишком детальным, но должен дать ориентиры основных показателей - объемов, прибыли, инвестиций - и позволить определить стратегию компании в части финансирования. В отличие от бюджета карта системы сбалансированных показателей является предельно детальным документом.
Постатейные бюджеты - предусматривают жесткое ограничение суммы по каждой статье расходов, без возможности переноса в другую статью
Бюджеты с временным периодом - на конец периода по бюджету остаток средств не переносится на следующий период.
Гибкие и статические бюджеты - находятся вне зависимости от объемов производства. Гибкие ставятся в зависимость от параметра, который характеризует объем производства или продаж
Преемственные бюджеты (имеет определённый шаблон, который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом) и бюджеты с нулевым уровнем (бюджет, который каждый раз составляется заново, т.е. с нуля)
Бюджетным отношениям присущ всеобъемлющий характер, они являются очень сложными, многогранными, масштабными и включают следующие виды распределения и перераспределения:
Между отдельными субъектами хозяйствования (за счет бюджетных отношений государство в одних субъектов изымает часть доходов в процессе налогообложения, а другим в процессе финансирования или бюджетного кредитования выделяет бюджетные средства);
Внутриотраслевой;
Межотраслевой;
Между производственной сферой и сферой услуг;
Между отдельными административно-территориальными формированиями;
Между отдельными звеньями бюджетной системы;
Между отдельными категориями населения, - между Украиной и другими государствами;
Между Украиной и межгосударственными финансовыми объединениями подобное. Среди разнообразия бюджетных отношений можно выделить следующие основные группы денежных отношений:
Между государством и предприятиями, организациями и учреждениями государственной формы собственности;
Между государством и предприятиями и организациями смешанной формы собственности (акционерные общества, совместные предприятия и т.д.);
Между государством и предприятиями, организациями и учреждениями, находящимися в частной собственности;
Между государством и общественными организациями;
Между государством и населением;
Между Украиной и другими государствами и межгосударственными организациями.
Совокупность перечисленных выше отношений характеризует бюджет как экономическую категорию и материально отражается в основном централизованном фонде денежных средств. Учитывая наличие в Украине различных звеньев финансовой системы, которым отведена специфическая роль в распределительном процессе, бюджету принадлежит центральное место. Это обусловлено тем, что через бюджет осуществляется распределение и перераспределение валового внутреннего продукта во всей его полноте. Другой звена, которая могла бы обеспечить в таком масштабе распределительные и перераспределительные процессы, в государстве нет.[8]
Кроме ВВП источником основного централизованного фонда является национальное богатство, а также внешние поступления.
1 2