Анализ сбалансированности бюджета
Делая анализ сбалансированности бюджета Республики Башкортостан на 1 августа 2012 года, из сайта Министерства финансов Республики Башкортостан, можно отметить следующее.
По данным Министерства финансов Республики Башкортостан, по состоянию на 1 августа 2012 года исполнение консолидированного бюджета Республики Башкортостан по доходам составило 85 206,3 млн. рублей или 107,8% к соответствующему уровню 2011 года, из них налоговые и неналоговые доходы составили 68 128,4 млн. рублей, увеличившись по сравнению с поступлениями 2011 года на 5 870,7 млн. рублей или на 9,4%. Основными источниками доходов являются: налог на доходы физических лиц - 20 274,5 млн. рублей (29,8% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов), налог на прибыль организаций - 18 167,3 млн. рублей (26,7%), акцизы - 8 516,1 млн. рублей (12,5%), налоги на имущество - 7 159,1 млн. рублей (10,5%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 6 832,6 млн. рублей (10,0%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились поступления: налога на доходы физических лиц на 2 425,2 млн. рублей или на 13,6%, акцизов - 956,9 млн. рублей или на 12,7%, налогов на совокупный доход на 812,9 млн. рублей или на 28,3%, налогов на имущество - на 716,1 млн. рублей или на 11,1%, снизились поступления: государственной пошлины на 411,7 млн. рублей или на 60,0%.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, составили 6 832,6 млн. рублей (10,0% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов), уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 0,4%.
Безвозмездные поступления составили 17 077,9 млн. рублей или 20,0% от общей суммы доходов, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 282,1 млн. рублей или на 1,7%.
Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан в январе-июле 2012 года профинансированы в объеме 81 611,2 млн. рублей или 124,1% к соответствующему уровню 2011 года. В отраслевой структуре расходов наибольший удельный вес занимает социальная составляющая бюджета - 79,2% всех расходов или 64 599,4 млн. рублей. Субсидии бюджетным, автономным учреждениям и другим организациям в экономической структуре расходов бюджета Республики Башкортостан составили 42 262,0 млн. рублей или 51,8% от общей суммы расходов, на медицинское страхование неработающего населения и иные межбюджетные трансферты бюджету Федерального и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан, а также бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на возмещение расходов, связанных с досрочным назначением пенсии безработным гражданам - 7 867,5 млн. рублей или 9,6%, социальные трансферты населению (пособия, доплаты к пенсиям, иные социальные выплаты, стипендии) - 10 035,3 млн. рублей или 12,3%. На финансирование капитальных вложений и дорожного хозяйства (без учета расходов по вышеуказанным статьям финансирования) направлено 8 972,0 млн. рублей или 11,0% от общего объема расходов. На вышеуказанные направления расходов приходится 84,7% всех расходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан.
Бюджет Республики Башкортостан за январь-июль 2012 года исполнен по доходам в сумме 69 353,3 млн. рублей (107,6% к аналогичному периоду 2011 года), по расходам - в сумме 68 753,1 млн. рублей (130,8% к соответствующему периоду 2011 года).
Доходы местных бюджетов (муниципальных районов, городских округов, сельских и городских поселений) по состоянию на 1 августа 2012 года исполнены в сумме 39 280,6 млн. рублей или 121,8% к 2011 году. Налоговые и неналоговые доходы составили 16 081,3 млн. рублей, увеличившись к соответствующему периоду 2011 года на 9,0%, в том числе в бюджеты муниципальных районов поступило 7 319,5 млн. рублей, в бюджеты городских округов - 8 761,8 млн. рублей, что составляет соответственно 65,4% и 65,0% к плану на год (при расчетной норме исполнения 58,3%). Расходы местных бюджетов на 1 августа 2012 года составили 36 285,7 млн. рублей, что на 17,8% выше аналогичного периода прошлого года.
Комитет Госсобрания Башкортостана по бюджету, налогам, финансам и вопросам собственности инициирует внесение в Государственную Думу двух законодательных инициатив, нацеленных на увеличение доходной части бюджета республики. Эти законодательные инициативы обсуждены и одобрены 6 сентября на первом заседании Комитета в осенней сессии 2012 года. Первая из них - «О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации» предполагает изменение размера отчислений регионами налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет. Сейчас в федеральный бюджет перечисляется 100% налога на добычу полезных ископаемых, хотя до 2010 года 5% этого налога оставалось в Башкортостане. Как отмечалось на заседании Комитета, в результате изменения размера отчислений республика потеряла в 2010 году 1,5 миллиарда рублей, в 2011-м - 2,4 миллиарда, в первом полугодии 2012 года - 1,6 миллиарда рублей. Эти потери частично компенсируются Башкирии выплатами из федерального бюджета: в 2010 году - 664 миллиона рублей, 2011-м - 400 миллионов, в 2012 году - 221 миллион рублей. Сопоставление этих цифр с потенциальным доходом республики в случае получения 5% налога на добычу полезных ископаемых наглядно показывает, что компенсации из Центра не покрывают убытки. А в 2013 году в связи с ростом экономических показателей Башкортостана и этих компенсаций не будет. Парламентарии республики намерены добиваться изменения соответствующих статей Бюджетного кодекса и возврата к прежней системе перечисления 5% налога на добычу полезных ископаемых в бюджет Башкортостана. Вторая законодательная инициатива Комитета по бюджету, налогам, финансам и вопросам собственности «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» нацелена на получение субъектами Российской Федерации права передавать в местные бюджеты неналоговых доходов - платежей за пользование природными ресурсами, административных и других штрафов. Сейчас 20% этих платежей перечисляется в федеральный бюджет, 40% - в республиканский, 40% - в местные бюджеты. На заседании Комитета подчеркнута необходимость изменения Бюджетного кодекса РФ с целью получения регионами права передачи неналоговых доходов из регионального в местные бюджеты для улучшения финансовой базы муниципалитетов. Обе законодательные инициативы рекомендованы к рассмотрению на пленарном заседании Государственного Собрания - Курултая РБ. - В своем Послании Государственному Собранию Президент республики Рустэм Закиевич Хамитов отметил, что богатства Башкортостана должны работать на благо жителей республики.