Пути дальнейшего совершенствования налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности
Произошедшие изменения в предпринимательской среде, формировавшейся в течение последних десяти лет, ставят на первый план необходимость совершенствования нормативной правовой базы и основ ее государственного регулирования.
В этих целях необходимо проводить ревизию действующих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предпринимательства, на предмет устранения имеющихся противоречий и приведения их в соответствие с требованиями современного состояния развития экономики.
Неточность определения субъектов малого бизнеса вызывает неразбериху их толкования и способствует их теневизации.
Необходимо четкое определение критериев отнесения к субъектам малого бизнеса и исключить дублирование в нормативно-законодательных актах. Ключевым законом должен является Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», в котором дано определение субъектов малого бизнеса, заложены критерии и механизмы государственной поддержки малого предпринимательства.
Обсуждаемый в данное время проект закона «О частном предпринимательстве» более общий и регулирует частную предпринимательскую деятельность (в том числе и малое предпринимательство), определяет основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частной предпринимательской деятельности. В связи с принятием Закона «О частном предпринимательстве», Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» должен остаться основополагающим для субъектов малого бизнеса.
Дальнейшее совершенствование индивидуальной предпринимательской деятельности следует проводить по следующим направлениям:
· Необходимо систематизировать и упростить порядок ликвидации субъектов малого предпринимательства, что позволит выявить и снизить число бездействующих предприятий. Автоматически, без дополнительной проверки, ликвидировать предприятия малого бизнеса, не осуществляющих хозяйственную деятельность, не имеющих оборотов в течение последних 3-х лет.
· Необходимо оптимизировать систему лицензирования видов деятельности и других разрешений, а также усовершенствовать процедуры и порядок их выдачи.
· Необходимо установить фиксированные размеры штрафов для субъектов малого бизнеса и внести соответствующие изменения в Кодекс «Об административных правонарушениях».
Действующий Кодекс «Об административных правонарушениях» предусматривает одинаковый размер штрафов, как для ИП, так и для субъектов малого бизнеса и крупных предприятий. Это заведомо стравит в неравные условия ИП, малый и крупный бизнес. Подобный подход противоречит общепринятой в мире законодательной практике.
· Необходимо упростить порядок предоставления земельных участков субъектам малого предпринимательства для вовлечения этих ресурсов в сферу экономической деятельности.
Конструктивное решение этих проблем позволит устранить излишние административные барьеры, тем самым облегчит и сделает максимально простым вход на рынок для всех субъектов малого предпринимательства.
· С учетом ежегодно проводимого анализа результатов деятельности субъектов малого бизнеса, конкретной экономической ситуации в стране необходимо продолжить работу по совершенствованию системы налогового администрирования индивидуальных предпринимателей и оптимизации налоговой отчетности.
· Необходимо законодательно разрешить переход со специального налогового режима на основе упрощенной декларации на специальный налоговый режим на основе патента.
· Освободить вновь созданные предприятия малого бизнеса, в форме юридического лица, не применяющих специальный налоговый режим от корпоративного подоходного налога в первые 3 года на 100%, четвертый год - 75%, пятый год - 50%.
· С целью создания ИП в производственной сфере, необходимо разрешить относить на вычеты стоимость приобретаемого производственное оборудования в течение 3-5 лет от начала деятельности без заключения контракта, но предоставление преференций.
· Необходимо ввести налоговые льготы, направленные на развитие НИОКР малых предприятий. В соответствии с этой льготой из налогооблагаемой базы вычитаются 100% прямых расходов на исследования, разработки и инновации. Эти льготы предусматривают поддержку активной деятельности всех категорий предпринимательств в области исследований и инноваций.
Существенным дополнением к вышесказанному, в связи с широчайшим распространением занятием индивидуальной предпринимательской деятельностью ( особенно торгово-закупочной) без государственной регистрации, требуется законодательно ужесточить меры воздействия на нарушителей.
1 2